+7 918 0449003

История садово-паркового искусства европейских стран XV – XVIII вв

4.1.Садово-парковое искусство Италии в эпоху Возрождения

4.1.1. Предпосылки расцвета садово-паркового искусства в эпоху Возрождения.

После тысячелетия средневековья на рубеже XIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение. Ренессанс характеризуется развитием производительных сил и производственных отношений, расцветом искусства, обусловленным возрождением античных образцов, стремлением человека освободиться от подавляющего гнета церкви. Кроме того знаменуется новым этапом создания великолепных городских ансамблей и декоративных садов, строительством общественных зданий, дворцов, храмов и др. Эпоха Возрождения была логическим завершением всего наработанного Средневековьем. Зародившаяся новая гуманистическая идеология, предложившая новые представления о земле, о небе и о человеке, отразила эти изменения и знаменовала наступление новой эпохи. Флоренция, расположенная в центральной Италии в изумительном природном ландшафте, стала культурным центром и в то же время приобрела огромное политическое значение. Богатые представители возвышающегося среднего класса стали покровителями нового искусства. Так история эпохи Возрождения тесно связана с семьей Медичи (первоначально аптекарей, затем потомков богатого банкира Джованни Медичи). Эта семья заняла ключевые позиции в политике и экономике и покровительствовала художникам, скульпторам и архитекторам, тем самым породила великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др. Произошли изменения в религии. Воспевалась природа, а христианство объяснялось как религия любви ко всему миру. Это заставило людей увидеть красоту земную, в противовес красоте небесной. Коренным образом изменилось мироощущение человека. Он почувствовал себя одновременно как часть природы и надприродье, духовное существо, наделенное способностью познавать и творить. Это стимулировало научные исследования и географические открытия. Коперник, Кеплер, Галилей открыли место Земли во Вселенной, были совершены путешествия Колумба, Васко да Камы, Магеллана, Америго Веспуччи, составлены первые карты мира, где земля имела форму шара. Значительными открытиями эпохи Возрождения были красота природы и величие труда. Гуманизм, поставив в центр ценностей человека, сформулировал основные жизненные принципы – труд и наслаждение. В садово-парковом искусстве идеи гуманизма проявились наиболее ярко и наглядно, хотя изменения происходили постепенно. Сад должен был обеспечить «полноту жизненных ощущений». Удовольствие можно было получить, создав удивительные эффектные сочетания растений и многие развлекательные элементы. Отмеченные, далеко неполные, предпосылки послужили бурному развитию садово-паркового искусства не только в Италии, но и во многих других странах.

4. 1. 2. Общие черты итальянских садов эпохи Возрождения Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно, прежде всего, планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Многообразию итальянских садов эпохи Ренессанса характерны следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировки. Во-первых. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы создавались в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой и составляли структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществлялась с помощью богато украшенных лестниц или пандусов. Пандус — сооружение, представляющее наклонную плоскость, заменяющее лестницу и служащее для переходов или въездов с одной террасы на другую, с продольным углом наклона поверхности не более 8°. Введен в террасных парках в XVII-XVIII вв. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение. Во-вторых. Многочисленные водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи. Они подают большое количество воды с ее блеском и музыкой – со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. В-третьих. В аллеях выращивались широко кронные деревья – платаны, дубы, реже - кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания живых изгородей и стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки, – лавр, мирт, самшит, позже – сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах. Бордюр - низкие (высотой до 0,5м) и узкие полосы из кустарников, цветочных растений, трав, посаженных по контуру газона, клумбы, рабатки, по краям дорожек и др. Бордюрами именуют и обрамления вдоль тех же элементов композиции, изготовленные из инертных материалов (бетона, гранита, мрамора и др.) Живая изгородь - посадки высотой от 0,5 до 2м, а большей высоты - живая стена из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений. Обычно стрижкой им придается форма зеленой стены. Живые изгороди и стены бывают одно-, двух- и трехрядные. Для их создания используют вьющиеся, а чаще кустарниковые или древесные растения, хорошо поддающиеся стрижке. Арабески — 1) вид сложного орнамента, состоящего из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда надписей на арабском языке. Размещенные на дворцовых стенах (Альгамбра) арабески эстетически взаимодействуют с окружающей и реальной растительностью; 2) один из видов оформления партера. Зеленые массивы создавали, преимущественно, из вечнозеленых дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами, тем самым образовывали боскеты. Из листопадных видов использовался ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. Для формирования древесных групп применяли, в основном, хвойные породы – сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые растения. Вьющиеся – виноград, розы, плющи – использовали для создания пергол. Боскет — замкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической формы, обсаженный стрижеными деревьями и кустарником в виде плотной живой изгороди. Замкнутые пространства внутри боскетов (в эпоху барокко) назывались кабинетами, или зелеными залами. В боскетах размещают также фонтан, цветник, зеленый театр, небольшой бассейн, реже — плодовые посадки, деревья-экзоты и др. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Зачастую боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью. Группа — важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений. Группа как элемент парка была известна еще в античные времена, встречалась в регулярных садах эпохи Возрождения. Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

4.1.3. Особенности планировки итальянского сада

Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство садов связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают «лесные» участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом: - на террасированном склоне, в его различных частях – на вершине, в средней части или у подножия – размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось; - сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы – дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении; - основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы; - партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженого буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы; - плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой; - типичный элемент – так называемый «секретный сад» – изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха; - каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

4.1.4. Озеленение некоторых вилл Италии

Вилла Медичи во Фьезоле построена выдающимся архитектором того времени Микелоццо для знатного мецената Козимо Медичи в 10 км от Флоренции. (Рисунок Дормидонтова В.В. стр. 98. Подпись. План виллы Медичи: 1 – вход; 2 – здание виллы; 3 – лоджия Микелоццо; 4 – пергола; I.II и III – террасы) Сад создан на трех узких террасах, связанных между собою боковыми лестницами (рисунок с. 101. Подпись. Боковая лестница, связывающая террасы). Лестницы не играли заметной роли в композиции, а были лишь функциональными связями. На верхней террасе располагалось здание виллы и лоджия Микелоццо (рисунок с. 98 и 99. Подпись. Вид дома (слева) и лоджия Микелоццо (справа) Геометрическая простота формы и декора дома диктовали простоту и ясность регулярных форм партерного сада, который был своеобразным горизонтальным отражением пластики фасада. На средней террасе вдоль её границы был устроен парапет, на котором размещались вазы с геранью, и пергола (рисунок с. 100. Подпись. Парапет с геранью в вазах на фоне токсанского пейзажа (слева) и пергола (справа) По границе нижней террасы устроен оградительный низкий парапет, а на самой же террасе заложен регулярный партерный сад (рисунок с.99 и 101. Подпись. Вид нижней террасы из перголы средней (слева) и фрагмент нижней террасы (справа) В пространственной организации террас сада участвовали низкие стриженные кустарники и цветочные клумбы; были здесь и вертикальные солитеры, но отсутствовали вертикальные членения пространства. Комфортные, продольно-осевые композиции не разрезались поперек узкими перспективами, направленными вниз по холму. Благодаря этому взгляд не обрывался вниз, а легко скользил вдоль горизонтальных линий зеленого насаждения и потому внимание приковывалось к перспективе – пейзажам прилегающих территорий (рисунок с.96. Подпись. Вид на окресности) Со склонов и террас этого уникального сада открывалась одна из лучших панорам Флоренции с куполом собора Санта Мария дель Фьоре в центре. Таким образом, человек в этом саду воспарялся за границы сада и испытывал ощущение стабильности, покоя и гармоничного единства мира и человека, составляющего основу мировоззренческих устремлений эпохи Возрождения. Привести пример – стремление познать бесконечность. Особенно велика роль водного оформления сада. Вода, являясь композиционным центром сада, падая с её блеском и музыкой, вызывала восхищение. Особый интерес представляли фонтаны-шутихи, призванные забавлять гуляющих людей в саду внезапным обливанием их водой. Этот прием использовался здесь впервые. Вилла Медичи во Фьезоле привлекала к себе деятелей культуры и искусства. Там было место встреч и бесед известных гуманистов эпохи Возрождения. Вилла Капрарола построена архитектором Бароцци да Виньола в 1547 – 1550 гг. в 70км от Рима для кардинала Александра Фарнезе. Выше по склону в 300м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Площадь сада около 1га вытянутой формы. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном. Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально – в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. Вилла Ланте построена по проекту архитектора Джакомо Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. (1564г.) – один из сохраненных шедевров садово-паркового искусства эпохи Возрождения. Вилла находится в городке Баньяе в 84км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5га, перепад рельефа 16м (рисунок с. 113). Сад расположен на узком прямоугольном террасированном склоне. Вилла состоит из двух зданий (казино), расположенных по обе стороны от оси (рисунок с. 114. Подпись. Казино виллы Ланте) Казино сочетаются со всем ансамблем; их фасады просты, что позволяет доминировать саду. Нижняя терраса, размещенная над городом на уровне высоты крыш, представляет собой парадный плоский партер с фонтаном в его центре (рисунок с. 115). Подпись. Вилла Ланте. Парадный партер с фонтаном в его центре Партер включает цветники, лабиринты из формованных растений и другие элементы композиции (рисунок с.114). Подпись. Фрагмент парадного партера виллы Ланте Вслед за парадным водным партером следуют здания виллы (казино), круглый фонтан, водяной поток, который упирается в оригинальный архитектурный шедевра– фонтан «Морских божеств» (рисунок с.116). Подпись. Фонтан «Морских божеств» виллы Ланте Далее следует фонтан «Омар» устроенный в виде желоба – гигантского омара, огражденного с обеих сторон живыми стенами, вытекающего из фонтана (рисунок с 115). Подпись. Фонтан «Омар» виллы Ланте Завершается этот великолепный ансамбль на верхней террасе замшелой туфовой нишей – гротом откуда и берет свое начало водоток, являющийся осью всей этой композиции. Путь водотока из грота к фонтану с бассейном, затем фонтан «Омар», далее фонтан «Морских божеств», потом водяной поток, питающий круглый фонтан, отсюда в водоемы у фасадов казино и завершается маршрут в фонтане плоского парадного партера. Таким образом, здесь, как и в вилле Капрола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы, раздвинул путь ручью. Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев платана. Водоток, стекающий по наклонной плоскости (пандусу), обрамляется зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободно растущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт и др. Вилла д,Эсте находится в 80км от Рима в г. Тиволи. Ее владельцем был кардинал д,Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор – арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5га, перепад рельефа 35м (рисунок с 119). Подпись. План виллы д Эсте в Тиволи Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70?70м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Наибольший интерес представляет первая поперечная ось, известная под названием: «Аллея ста Фонтанов» длиною около 150м (рисунок с.123). Подпись. Аллея 100 фонтанов виллы д.Эсте Характерным для неё является сплошная завеса водных струй ниспадающих и вертикальных, издающих необычный ритм музыки воды, состоящий из трех нот. Ещё более эффектна нижняя часть поперечной дороги замыкающаяся фонтанами «Нептун» и «Гидравлический орган» (рисунок с.123). Подпись. Фонтан «Нептун» с «Гидравлическим органом» Это лишь одно из бесчисленных водных устройств замечательной виллы – ШЕДЕВРА ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ИНЖЕННЕРИИ. Орган был изобретен Клаудио Вернардом и представлял собой механизм, благодаря которому простым механическим действием воды, текущей по специальным трубам, приводился в движение воздух, производящий, в свою очередь, в органных трубах мелодичные звуки, подражающие пению птиц. В других случаях это был «грохот артиллерийских орудий» или «беглый огонь». Многих посетителей поражали фонтаны «шутихи». Обилие водных устройств – характерная черта садов эпохи Возрождения. Отличительной чертой виллы д Эсте является законченность каждого отдельного участка и удивительно продуманной последовательности и разнообразия восприятия. Представляют интерес и сады Боболи во Флоренции, при вилле Медичи в Риме и другие, являющиеся замечательными произведениями садово-паркового искусства. Они, имея много общих черт с предыдущими садами, насыщенны целым рядом других декоративных композиций и архитектурных форм. Однако в рамках краткого курса их описание невозможно. Следует подчеркнуть, что регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой. В садах размещались свободно растущие группы пиний, платанов, кипарисов, деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли, зеленые массивы, окружавшие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением. Обобщая выше изложенное можно выделить следующие особенности итальянских садов эпохи Возрождения: - сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные «лесными дорогами»; - имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм – скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении; - композиционная целостность сада – одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой – развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада; - преобладанием внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада; - богатство и пышность во всем, но без перегруженности; - учет цвета и световых эффектов; - продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т.д.

Дополнительная информация