+7 918 0449003

Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве зарубежных стран (18-20 вв.)

8. 1. Садово-парковое искусство древнего Китая и Японии

8. 1. 1. Развитие пейзажного стилевого направления в садово-парковом искусстве Китая

Китай – страна гор с большим разнообразием пейзажей. Западная часть страны занята Тибетским нагорьем, северная и северо-западная – равнинами и горами восточного Тянь-Шаня, восточная – менее высока, на северо-востоке представлена Маньчжуро-Корейскими горами, в бассейне р. Сунгари - равниной. Южную территорию занимает Лессовое плато, Великая Китайская равнина, далее горы, нагорье и Сыучаньская котловина. Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Древесная растительность представлена соснами, кленами, ивой можжевельниками, дубом, кедром, бамбуком, камелией, азалией, рододендроном, грушей, сливой, вишней и др.Среди цветов, особенно, ценились пионы и хризантемы. Водоемы украшались лотосами, а их берега – ирисами. Зеленое строительство Китая зародилось в глубокой древности (XII в. до н. э.) - во времена расцвета ассирийских городов. В те времена император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, был владельцем огромного парка, а император Ву-ди (140-87гг. до н. э.) имел сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками.Сады того времени рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» – бодарчу). В Китае насчитывалось 6 типов садов: при императорских дворцах и гробницах; при храмах; сады естественных пейзажей; домашние сады; сады ученых или литературные.Все сады характеризовались глубоким символизмом и отражали религиозные воззрения.Наиболее древними считаются сады при императорских дворцах. В частности, упоминается, что первый сад принадлежал императору Чеу, который был заложен около 3200 лет назад. Около 250 лет до н.э. при императоре Цзин Хи-Хоанге длина окружности садов была доведена до 120км, а спустя полувековой период Ути построил парк, окружность которого достигла 200км. По сравнению с этим парком площадь Версаля - всего лишь маленький партер. Создание этого парка было привлечено 30 тыс. рабов. В период с 206г. до н. э. до 201г. н.э. дворцы строились на насыпных или естественных холмах. Основной особенностью того времени являлось то, что парк сливался с окружающим ландшафтом. Характерными примерами являются Большой дворцовый парк Пекина и парк Летнего дворца в окрестностях этого города. Большой дворцовый парк Пекина (рис. С.97 сок.) включал три озера. Водные поверхности чередовались с береговыми насыпными холмами. Густые насаждения являлись фоном для архитектурных сооружений острова. Парковые павильоны утопали в зелени.Ихэюань (парк «Безмятежного отдыха») – большая дворцово-парковая композиция (рис. С.98 Сок.).Начало его создания относится к XIV в. Его площадь составляла 400га. Парк неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время его площадь составляет 270га, из них 219га (81%) занято озером. (рис. С.98 сок.). Все тропинки парка проходят по живописным трассам. При движении создается иллюзия большого и разнообразного пространства. Много внимания уделено солитерам. В парке почти нет рядовых посадок деревьев, живых изгородей больших полян, партеров. Цветочное оформление сдержанное. Скульптур мало и все они изображают животных и птиц. Скульптуры заменяются отдельно стоящими декоративными камнями, из которых иногда созданы декоративные композиции. Но самым важным является многообразие водного оформления. Очень большую роль в оформлении парка играют скалы. С приходом из Индии в Китай буддизма (64г. н.э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению на: - устрашающие (с темными рощами, нависшими над головой скалами, грохочущей водой и т.д.);-смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, украшенные цветами, цветущими в любое время года растениями); романтические (спокойная гладь воды, остров, погода).Пейзажные композиции строились так, чтобы подчеркнуть красоту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняющихся видов.Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X–XIV вв. В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной – малые, устраиваемые при жилых домах. 8. 1. 2. Основные принципы формирования парковых композиций Китайские мастера выделяют следующие основные принципы садово-паркового искусства: - действовать в зависимости от местных условий; - максимально использовать окружающую природу; - отделять главное от второстепенного; - использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; - в малом добиваться большого эффекта; - стремится к достижению гармонии пропорций; - использовать постепенное раскрытие видов; - учитывать фактор времени при восприятии пейзажа. Использование этих и других принципов породило много общих черт характерных для зеленых насаждений Китая. Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений. Малое количество элементов скульптуры. В основном это изображения птиц или животных – аиста, дракона, черепахи.

8. 1. 3. Характерные особенности садово-паркового искусства Китая Их можно свести к следующим: - многообразное использование в декоративном оформлении причудливых по форме камней, которые применялись для оформления берегов водоемов, горок и др., а также для устройства «естественных скульптур» по ценности приравнивающихся к произведениям искусств; - обилие водоемов, занимающих 30-70% территории и являющихся центром его композиции, а, размещаемые вдоль них дворцовые постройки, образуют архитектурное ядро зеленого насаждения; - водоемам свойственна изрезанная береговая линия и много островов, обеспечивающих чередование живописных композиций; - продуманное размещение малых архитектурных форм; - тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа; - создание садов путем совершенствования и эстетической доработки красивых уголков живой природы; - подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными приемами – «проникающими окнами», беседками, воротами; (рис. С. 100 Сок), - включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами; - для украшения интерьера широкое применение карликовых деревья, которые выращивались в специальных условиях и точно повторяли форму больших. Китайские сады узнаваемы, но ни один из них не похож на другой. Классический сад Китая – результат древней космологической символики. Главное достоинство китайского сада – его естественность и соответствие местному ладшафту. Особого внимания во всем мире заслуживает изобретение китайского гения: миниатюрные сады, или «сады на подносе». Лучшими из них считались те, которые можно было поставить на стол, как бы впуская к себе в жилище мир природы.Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и, прежде всего Японии.Многие из находок и приемов китайских специалистов используются на Западе и в наше время, но часто только внешне. Китайские сады способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIIIв.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.

8. 1. 4. Общие черты и этапы развития ландшафтного искусства Японии

Садово-парковое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада, пейзаж которого далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу.Главная функция японского сада – созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора – террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута. Парк и сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты. (рисунки включения 18, 19, 20, 21. Сок.). Японский сад развивался, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. По функциональному назначению в Японии исторически сложились сады: дворцовые, храмовые, чайной церемонии, у жилого дома. Среди них японские мастера XVIII в. выделяли по характеру рельефа плоские и холмистые, а по сложности композиционного построения полной формы («син»), полусокращенной («со») и сокращенной («гё»). Первая форма включала, практически, весь набор элементов композиции, а две последующие - соответственно меньшее их число, но более выразительных и содержательных.По основному компоненту, на котором заостряется восприятие выделяли сад камней, сад мхов, сад воды и т.д. Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть любого сада (его «скелет» и «кровь»). Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них создают группы: основную, которая определяет всю композицию (высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду; вспомогательную, подчиняющуюся главной и подчеркивающей ее основную идею; «гостевую группу» композиционно не подчиняющуюся главной, но уравновешивающей ее; связующую, которая композиционно объединяет сад с домом и др.Вода присутствует в форме водоема. Благодаря устройству островов, песчаных и каменных берегов водоём оставляет впечатление спокойной и широкой реки или бурного потока с порогами. Любимый элемент сада - водопад. В «сухих» садах вода символически изображается галькой или песком. В зеленых насаждениях предпочтение отдается хвойным и вечнозеленым лиственным, красиво цветущим деревьям и кустарникам.Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи, – сосна японская плотноцветная. Из цветущих – слива, вишня, камелия, азалия.По японским понятиям хризантема, слива, орхидея и бамбук, образуют «четверку благородных» растений мира. Компоновка растений ведется по их символике и декоративным признакам. Садовые сооружения - мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота изготовлены из естественного материала – дерева, бамбука, камня, металла. Они без лака и краски, с тем, чтобы передать структуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени – лишайники на камнях, блеклость тонов дерева и бамбука. В композиционном и цветовом решении сад рассчитан на статическое зрительное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада. Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут компоненты сада, – по форме и расположению камней, островов и т. д.Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских садах). Одним из самых популярных является сад камней при монастырском храме Реандзи в Киото, созданный в конце XV – начале XVI вв. на площади 218,8м2. (Рис. 103 сок. Вид сада камней). На фоне белого крупнозернистого песка, расположено группами 15 камней, но с любого места этого сада видно только 14.Таким образом, автор иллюзорно выразил идею о том, что «истинная реальность скрыта от беспокойного ума». Сад чайной церемонии имел небольшие размеры, его неотъемлемые части – дорожка, ведущая к чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом. Идея сада чайной церемонии оказалась жизнеспособной и сохранилась до наших дней как современное художественное творчество японского народа. В XVII– XVIII вв. создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов.Наиболее известными являются, заложенные в XVIIв. парковые ансамбли Катсура на площади около 7га и Шугаку-Ин на площади более 20га.Ансамбль Катсура (Рис. С. 104. Сок.), создавался по общему замыслу его владельца – принца Тосихито. Его центром является обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой линией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В традиционный тип сада – сад «озера и острова» – органически вошли приемы других типов садов. Но самое главное – это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и активном использовании маршрута, который подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскрывается целое. Сад Шигаку-Ин – бывшая резиденция императора Гомицуно расоложен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревьев. Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль. При всех различиях эти ансамбли характеризуются значительной площадью, сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Благодаря этому сады получили название чередующихся. В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома и сада как его неотъемлемой части (рис. С.105. Сок.). Таким образом, особенности садово-паркового искусства Японии сводятся, в основном, к следующим положениям: типологичность, традиционность, символизм, образная трактовка природы, связь с живописью, канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов – камней, воды, растительности, сооружений. 8. 1. 5. Интерес к японскому садово-парковому искусству в странах мира

Интерес к японскому ландшафтному искусству высок во всем мире. Привлекательная черта его состоит именно в сдержанности, неброскости, чувстве меры и художественного такта, пронизывающих все композиции, (большие и малые). В 1959г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200м2) Сад мира. Его автор – скульптор И. Ногуки. В 1987г. в Главном Ботаническом саду АН СССР был открыт японский сад, созданный на площади 2,7га по проекту (и под руководством) Кен Накадзимы. Сад решен в традициях японского паркостроения. В ассортимент включены растения японской флоры (сакура, вяз Давида, клен моно, рододендроны), а также других флористических зон, передающие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник казацкий, рододендроны понтийский, желтый и др.). Умение японцев использовать небольшие пространства, их чувство пропорции и масштаба глубоко изучаются ландшафтными архитекторами и видоизменяются в современной манере. Японские сады существуют во всех странах мира. Их создают как при жилых коттеджах, так и в качестве самостоятельных объектов или экспозиций ботанических садов, в которых устраивают выставки, сюда приходят за вдохновением художники и поэты.В заключении следует подчеркнуть , что вариантов японских садов масса. Вызывает удивление мнение россиян, побывавших в Японии, увидевших лишь один из японских садов и затем описывающих облик зеленых насаждений страны «Восходящего солнца». Современный специалист садово-паркового искусства ДОЛЖЕН отличаться от дилетанта широким историческим и научным кругозором, уметь видеть диапазон воплощения идей и философии при создании садов различных стилей, в частности японского, тонкого и многогранного». (И.П.Лепкович).

8. 2. История садово-паркового искусства зарубежных стран середины ХVIII – начала ХХ веков

8. 2. 1. Садово-парковое искусство европейских стран середины ХVIII – ХХвв. На становление пейзажного стиля в зеленом строительстве европейских стран оказали следующие факторы: - знакомство европейских мастеров садово-паркового строительства с дальневосточным искусством паркостроения; - появление буржуазного общества, которое полностью отвергло геометрический характер садов и парков с их аристократично-церемониальным характером использования; - бурный стихийный рост городов и резкое ухудшение санитарно-гигиенических условий жизни; - вырождение регулярных композиций, сказавшееся в чрезмерной сухости плана, чопорности, витиеватости, перегруженности декоративными элементами. В потере масштаба и чувства меры при создании больших пространственных композиций; - пробудившийся интерес к красоте естественных ландшафтов, воспеваемых поэтами, писателями, философами и художниками; - пришедший на смену барокко классицизм. Классицизм - художественный стиль XVIII - начала XIX вв., обращающийся к античности и античному искусству как к идеальному образцу. В садово-парковом искусстве отождествляется с пейзажной планировкой, отказом от сложных регулярных построений как противоречащих природе. Утверждение в конце XVIII – начале XIX в. новой общественно-экономической формации – капитализма – повлекло изменения в области материальной и духовной культуры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали решающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте.Идея создания пейзажных парков получила наиболее яркое выражение в Англии. Этому способствовали природные условия страны с мягким и влажным климатом. К тому же уже к началу XVIII в. в Англии почти не осталось лесов. 40-70-е годы XVIII в.- это период становления пейзажного парка. В нем сохраняются регулярные черты и одновременно формируются новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо фонтанов и водных партеров – ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заменяются рощами и древесными группами, партеры – лужайками. Наиболее характерной чертой пейзажных парков является их живописность, картинность, т. е. построение композиций по принципу пейзажной живописи, где парковые элементы образуют кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определенных точек. Маршрут, обеспечивающий смену картин и впечатлений, приобретает важнейшее значение. Классицизм, в области искусства включая и садово-парковое, тесно смыкается с романтизмом, который и определяет художественное направление пейзажных парков XVIII в. Он идеализирует живую природу и её естественные эстетические качества. Вначале XIX в. ранее утвердившиеся парковые приемы развиваются в сторону упрощения форм. Дороги приобретают плавные изгибы, их рисунок становится спокойнее. Пейзажи строятся без романтических сооружений. Поляны имеют часто большие размеры и играют роль самостоятельных композиционных узлов, иногда планировочных районов парка. Древесные группы трактуются как монументальные объемы пространства. Картинность остается и в ряде случаев является методом построения парковых пейзажей. В насаждения включаются экзоты. Вторжение новых форм и красок иногда разрушает утвердившееся в парках стилевое единство. Чтобы этого не допустить и сохранить образную целостность парка, такие мастера, как Х. Рептон, пытаются маскировать цветочные сады зелеными стенами массивов. Его последователь Ж. Лоудон выступал за усиление садовых форм и расширение ассортимента. В парках появляются пестрые клумбы разной формы, увенчанные пальмами или скульптурой. Они размещаются на газоне лужаек в виде ярких и пестрых ковров. Применяются также рабатки, бордюры и фигурные цветники в виде рогов изобилия, звезд, эллипсов, оформленных как цветочные корзины и т. д. Концепции создания ландшафтного парка в работах разных английских мастеров не совпадали.Так, У. Кент (художник и архитектор) формировал парки с тонким пониманием особенностей местности, ее освещенности, форм рельефа, водных устройств, а главное – декоративных достоинств отдельно стоящих деревьев и групп, которые составляли объемно-пространственную структуру парка.Садовый мастер Л. Браун в отличие от Кента коренным образом изменял ландшафт, уничтожая всю старую планировку садов, мастерски формируя рельеф, «подводя» лужайку к порогу дома. Его ученик Х. Рептон шел на компромисс, возвращая дому утраченные террасы с цветниками и преобразуя регулярные композиции в пейзажные путем вырубок и посадок. Он внес принципы ландшафтного паркостроения в формирование городской среды – при создании общественного Ридженс-парка и скверов в Лондоне. Все эти мастера заложили основы пейзажного паркостроения, получившего широкое развитие в Европе и Америке. Для пейзажного садово-паркого искусства Англии можно выделить следующие наиболее характерные черты:- широкое использование «подстриженных овцами» газонов;- на первом плане устройство регулярных элементов в виде партера, пергол или стриженных форм;- широкое применение топиарного искусства; - непрерывно меняющийся вид посредством изменения рельефа и распределения деревьев; - доминирующая роль отдельных деревьев; - сложные очертания в искусственных водоемах.Во второй половине XVIII в. пейзажные романтические парки создаются и в других странах Европы. Некоторые из них благодаря бережному отношению и реставрации сохранились до наших дней. Французы не уничтожали старых парков, а просто перестали создавать сады регулярной планировки и довольствовались небольшими по площади зелеными насаждениями, которые насыщали романтическими затеями. Например, парки Малый Трианон и Монсо площадью по 12га впитали ряд природных объектов и удачно сочетали регулярный и пейзажный стили. Чисто романтический стиль присущ парку Эрменовиль, заложенному на площади 54га. Характерными для пейзажного стиля являются также парк Шантальи, сад Богатель и др. К числу их особенностей следует отнести следующие: - сады существовали, в основном, не для отдыха, а для приемов; - сады отличались изобилием мелких деталей, неожиданностью, разнообразием романтических затей; - старые парки не уничтожались, как в Англии, а просто создавались новые пейзажные планировки, иногда реконструировалась регулярная часть территории; - впервые появляется пейзажный элемент – романтический остров; - сады и парки, в основном, моделировались в натуре. Ландшафтное искусство Франции наравне с английским повлияло на развитие паркостроения многих стран, в частности Германии и России.Так, в Германии мастер и теоретик этого времени П. Леннэ обладал широким пониманием эстетической организации сельскохозяйственных ландшафтов. Из многочисленных его парков следует упомянуть Шарлоттенхоф (пейзажный парк ансамбля Сан-Сусси) и общественный парк Берлина.Г. Пюклер прославился, как тонкий мастер «картинного метода» формирования парков, а также умением использовать своеобразие сельского ландшафта и включать его в структуру парка. Наиболее выдающиеся его произведения – парк Мюскау, Бранитц и Бабельсберг. Для пейзажного садово-паркового искусства Германии характерны следующие черты и приемы:- использование в композиции ландшафтных островков; - применение «картинного метода» в формировании парков; - включение в структуру парка сельскохозяйственного ландшафта; - создание насыпных холмов в парках; - оформление ковровыми цветами клумб.

8. 2. 2. Характерные черты ландшафтного стиля в зеленом строительстве европейских стран в XVIII – начале XIX веков Наиболее общие характерные черты можно свести к следующим:-новая трактовка природы и композиционное использование естественного ландшафта; - относительно устойчивое сохранение регулярных элементов у дома и в отдельных узлах парка; -использование приемов пейзажной живописи как метода построения парков («картинного метода»); - расширение функций ландшафтного искусства, направленных на эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов. - частичное подражание и заимствование композиционных приемов из стран Дальнего Востока; - особое внимание и широкое использование газона; - доминирующая роль отдельных растений. Ландшафтный прием композиции распространился во многих странах Западной Европы и получил исключительное развитие в парках нового типа – в общественных парках для больших масс посетителей. 8. 2. 3. Ландшафтное зодчество зарубежных стран второй половины XIX – начала XX веков

К середине XIX в. в Европе завершилась эпоха буржуазных революций и наступило развитие промышленности и торговли. Шло энергичное освоение колоний в Азии и Африке. США отстояли свою независимость и приступили к наращиванию экономической мощи.. Конец XIX – начало XX в. это период огромного по масштабу инженерного переустройства городов. Строятся промышленные предприятия, электростанции, портовые сооружения, железнодорожные узлы с путепроводами, автострады, усложняется система подземных коммуникаций, начинается строительство метрополитенов, вводятся жилые кварталы. С ростом городов появились и их негативные стороны – увеличивающаяся плотность застройки, промышленные загрязнения, усиливающийся разрыв с природным окружением. Началось и быстро погрессировало наступление цивилизации на окружающую природу, породившее вопрос о взаимодействии человека с окружающими природными объектами. Все это привело к необходимости создания озелененных территорий, призванных обеспечить насаждениями все структурные части города. Ярким примером включения озелененных территорий в город явилась реконструкция Парижа, проведенная префектом города Османом в 1852-1871 гг. В состав города вошли и были благоустроены лесные массивы – Булонский лес (850 га) и Венсенский лес (900 га), созданы новые общественные парки – Монсури и Бют-Шомон, реконструированы старые – парк Монсо, протяженность бульваров достигла 48 км. Всего было создано около 2000 га парковых территорий. Таким образом, в городах начинает расширяться сеть озелененных улиц, появляются бульвары, скверы, общественные парки, места загородного отдыха. Озеленение улиц этого периода носило не только самостоятельный характер, но и было тесно связано с устройством бульваров. Бульвары создавались на местах бывших укреплений, опоясывавших город. Одним из первых был бульвар в Париже, протянувшийся от ворот Сен-Дени до Бастилии, созданный в 1670 г арх. Вобаном на месте снесенных городских валов. В XIX в. бульвары появляются во многих европейских городах, становятся неотъемлемой частью городского озеленения и оживленным местом отдыха горожан (знаменитый «Ринг» в Вене, бульварное кольцо Москвы, бульвар в Пскове и др.). Парижские бульвары этого времени представляли собой оживленные магистрали, обсаженные деревьями, ставшие прообразом озелененных улиц современного города. С точки зрения пространственной организации бульвар является линейным объектом, где преобладают продольно вытянутые дороги, обсаженные рядами деревьев, реже – древесными группами. Монотонность нарушается введением различных акцентов – цветников, скульптуры, сооружений, водных устройств.Большое внимание начало уделяться скверам. Первые скверы – замкнутые благоустроенные площади, расположенные внутри жилой застройки, появились еще в XVII веке в Лондоне. Позже они получили распространение в виде озелененных территорий, предназначенных для отдыха, так называемых «садов-площадей». Скверы имели рядовую обсадку, чаще из платанов, образующую зеленую стену, изолирующую внутреннее пространство от домов. Внутри находилась лужайка, на которой можно было полежать на траве или поиграть в теннис. В XVIII в. в Лондоне было создано около 15 скверов. Такую функцию скверы сохраняли на протяжении XIX в. Современный теоретик архитектуры З. Гидеон приводит определение сквера по Архитектурному словарю 1887 г.: «Сквер – это участок земли с расположенным на нем садом и оградой; вокруг ограды проходят улицы и тротуары, по которым можно попасть в дома, расположенные по всем четырем сторонам сквера. Форма сквера может быть 3- и 4-угольной, правильной и неправильной. Не существует правила, что сквер должен находиться в какой-то определенной связи с соседними площадями и улицами». Таким образом, сквер еще рассматривается как замкнутая территория. В дальнейшем функции сквера расширяются – он предназначается не только для кратковременного отдыха людей, но и для художественного оформления архитектурных ансамблей сооружений, тем самым более активно включается в структуру города, формируя его облик.В начале XIX в. появились общественные сады (парки), которые были местами отдыха широких слоев городского населения. Примечательно, что первыми общественными садами Англии стали частновладельческие сады и королевские парки, которые правительство было вынуждено передать городу еще в начале века. Так, в 1826 г. для общественного пользования был открыт Гайд-парк, в 1846 г. – Виктория-парк. К середине XIX в. общественные сады прочно вошли в жизнь городов. При всем своем разнообразии они имеют ряд характерных черт. Прежде всего это многофункциональные объекты. В них создаются спортивные комплексы, включающие теннисные корты, футбольные поля и др., обширные луговые пространства для свободных игр и спокойного отдыха на траве, рестораны, кафе, лодочные станции. Прогулки становятся составной частью рекреационной функции садов. В свободную сетку плана включаются прямые дороги, получившие название деловых дорог. Они обеспечивали кратчайший путь из одной части сада в другую. Насаждения располагаются, прежде всего, по периметру парка, изолируя его от городского окружения, шума и пыли. Пространственные композиции все более упрощаются, романтические идеи вытесняются копированием природы. Цветочное оформление произвольно включается в свободное пространство парка и носит формальный характер. Приемы оформления те же, что и впервой половине XIX в., – ковровые клумбы со сложным геометрическим рисунком, цветники в виде геометрических фигур, звезд, корзин и т.д. Цветочный материал играет роль «мазка», дающего однотонный колер. Ассортимент растений продолжает расширяться. Благодаря успехам селекции и интродукции в парки вводится все больше экзотических видов, новых форм и сортов. Декоративные достоинства отдельных экземпляров становятся главной ценностью, при этом не учитывается их сочетание с другими видами, планировкой, общим характером парка. Парки, превратившись в ботанические сады, лишаются физиономической целостности – единого художественного образа. Все это – стремление к натурализации парков с одновременным введением формализованных цветников и бессистемным включением экзотов – характеризует упадок садово-паркового искусства. Некоторые мастера, стремясь сохранить художественную целостность парка, размещают новый инородный материал на специально отведенных для этой цели участках. Так, в парках создаются «внутренние сады» – дендрарии, ботанические участки, моносады. Вместе с тем умелое использование обширных открытых пространств, опирающееся на лучшие традиции предшествующего паркостроения, сообщает паркам известную монументальность. Сейчас, когда из таких парков «ушли» искусственные цветники, выпали наименее устойчивые экзоты, разрослись оставшиеся деревья, парки приобрели новый облик: на первое место выступает их лаконизм, монументальный масштаб пейзажных картин, органическая связь с природным ландшафтом. В России к числу таких парков можно отнести петербургские парки середины XIX в. – Александрию, Знаменку, Михайловку. К началу XX в. в Европе и Америке были созданы интересные в художественном отношении парки, ставшие не только памятниками садово-паркового искусства, но и местами отдыха, активно используемыми в наши дни. Центральный парк в Нью-Йорке. Автор – Л. Олмстед (1857). Парк (300 га) создавался внутри уже сложившейся 5-6 – этажной застройки, поэтому имеет форму прямоугольника (4000х750 м). Центр композиции – водоем, используемый для катания на лодках. Пространство парка сформировано древесно-кустарниковыми массивами и группами в сочетании с полянами и водоемом. В настоящее время парк окружен небоскребами, что нарушило его пространственное равновесие. Вашингтон-парк в Чикаго. Авторы братья Олмстед (сыновья Л. Олмстеда). Площадь парка 148,4 га. Насаждения и сложная сеть дорог сосредоточены по периферии парка, как бы освобождая место для его планировочных центров – большой поляны и водоема. Поляна занимает около 40 га, не имеет дорог и предназначена для различных видов отдыха. У водоема формируются пейзажи со своими насаждениями, лужайками, дорогами. Парк рассчитан на посещение многих тысяч людей, и его планировочная структура подчинена этим задачам, в то же время авторы стремились придать парку пейзажный характер. Хумбольд--парк в Чикаго. Автор – И. Иенсен, начало XX в., площадь 70 га. Центром композиции является водоем. Массивы и группы составлены из местных видов дуба, клена, ясеня, плодовых. Автор намеренно избегал экзотов, стремясь сообщить парку характер национального ландшафта. Лесные массивы включаются в планировку городов, тем самым рождая лесопарки. К концу XIX в. ландшафтное зеленое строительство начинает широко входить в садово-парковую архитектуру.Лесопарк в Амстердаме (Голландия). Автор – К. Ван Эстерн. Строительство началось в 1934 г. Площадь 895 га. Парк создавался на польдерах и предназначался для отдыха городского населения. При устройстве водоемов вынутый грунт использовался для насыпки горы высотой 15 м. с основанием площадью 20 га. Парк имеет обширную спортивную зону, лужайки для игр и свободного отдыха, гребной канал. Насаждения создавались методом лесных культур (из расчета 10 тыс. саженцев на 1 га). Основные породы – дуб, ясень, клен, береза, лиственница, подлесочные – бузина, черемуха, рябина. В связи с развитием промышленности и ростом городов, уже в XIX в. возникла реальная угроза гибели природных объектов. Поэтому широкомасштабно стали создаваться заповедные территории и национальные парки, которых к началу XX века насчитывалось 19. Особенно широкое распространение создания крупных пейзажных парков наблюдалось в США, где были созданы первые национальные парки:Иосемитский в 1864г. на площади 304,3 тыс.га. Он расположен на западных склонах Сьерра-Невады. Его достопримечательностью является, прорезанная ледником долина, в которой имеются обрывы и водопады. У самого большого вода падает с высоты 485м. В парке находится роща секвойи, в которой отдельные деревья имеют возраст 5 тыс. лет, диаметр ствола – 10м и высоту 94м;Йеллоустонский в 1872г. на площади 887 тыс.га. Этот парк знаменит гейзерами, высота фонтанирующих струй которых достигает 60 – 90м. Частота фонтанирования от 65 минут до 7 – 15 дней. 90% территории парка занимают хвойные леса. Посещаемость парка – 3 млн. человек в год. На его территории организовано 7 заповедных зон, где допускаются лишь пешие и верховые экскурсии по определенным маршрутам. Вне заповедных зон проложено 228 км автомобильных дорог. Протяженность пешеходных и конных троп 1600 км. На территории парка размещена сеть гостиниц вместимостью 10 человек и кемпингов - около 3 тыс. мест.

8. 2. 4. Характерные черты для садово-паркового искусства зарубежных стран середины XIX – начала XX веков Для садов и парков данного периода присущи следующие черты: - функциональное зонирование территории; - умелое сочетание криволинейных прогулочных троп с прямыми «деловыми» дорогами и введение кольцевых маршрутов по периметру зеленого насаждения; - использование широкого ассортимента растений, включающего экзоты;- располагаемые по периметру плотные насаждения изолируют парк от городской среды,- характер цветочного оформления формальный. Цветочный материал играет роль «мазка», дающего однотонный колер; - появление в городах садов и парков общественного значения; - по композиции сады и парки – пейзажные с включением отдельных регулярных участков; - в планах много входов со значительной пропускной способностью; - функция воды развита (помимо декоративного значения, вода в парках служит для водного спорта и прогулки на лодках); - сооружения в садах и парках играют не декоративную роль, а функциональную: павильоны для укрытия от дождя, пристани, кафе и пр., устраиваются детские площадки для малышей разного возраста; - большое значение придается фауне и флоре: пруды оживляются лебедями и красивой водоплавающей птицей, на лужайках разгуливают павлины, а среди деревьев «мелькают» лани. В садах и парках часто отводятся участки для розария, небольшого ботанического сада, устраиваются выставки цветов; - в балансе территории видное место занимают поляны и лужайки, предназначенные для спорта, игр, декоративных и других целей; - данный период знаменуется устройством бульваров и скверов с введением в них малых архитектурных форм, цветников и элементов дизайна; - впервые выдвигаются идеи города-сада и трактовка комплекса озелененных территорий как системы; - использование и включение лесных массивов в планировку городов (Булонский лес, Венсеннский лес в Париже);

Дополнительная информация