+7 918 0449003

Развитие пейзажного стилевого направления в России

3.1. Классицизм в садово-парковом строительстве

Во второй половине XVIII – начале XIX в. в России развивается направление в архитектуре – русский классицизм, которое ознаменовалось созданием прекрасных ансамблей Петербурга, выдающихся сооружений Москвы, широким городским и усадебным строительством. Архитекторы В. Баженов, И. Старов, М. Казаков, Н. Львов, П. Аргунов, а затем – А. Воронихин, К. Росси, В. Стасов и другие сочетают принципы классического зодчества с переработкой и развитием русского архитектурного наследия.В литературе и живописи воспевается природа России, красота лугов, полей. Эти эстетические позиции находят свое выражение в формировании парков. Старые регулярные парки разрастаются, становятся тенистыми, их перестают стричь. Элементы регулярных садов украшают лишь небольшие по площади парадные части пейзажных парков царских загородных резиденций. Таким образом, пейзажное стилевое направление в России начинает свое развитие в тесной связи с архитектурой классицизма. Первоначально пейзажные приемы вошли в регулярную планировку (Ораниенбаум – Петерштадт), затем, все, более обретая самостоятельность (Ораниенбаум – Собственная дача), они стали основой для формирования романтических парков Царского Села, Гатчины и др. В их эволюции прослеживается много общих черт с европейскими парками. Екатерининский парк (пейзажная часть) занимает площадь 109,6 га. Парк с его сложной системой прудов и протоков, насыпными холмами и лужайками, обилием архитектурных сооружений богат разнообразными пейзажными картинами, а его районы – своими композиционными участками. Гатчина - дворцово-парковый ансамбль расположен в 45км от Петербурга. Он создавался в благоприятных природных условиях – на участке с живописным рельефом, лесными массивами, озерами. Ансамбль состоит из последовательно расположенных 3-х объединенных одной водной системой парков: Приоратский (143га) - на Черном озере; Дворцовый (140га) - на белом озере; Зверинец - на речке Малой Гатчинке, или Теплой.Парк создавался путем частичной вырубки естественного хвойного леса и посадки лиственных, пластической обработки рельефа, тонкой прорисовки изгибов береговой линии Белого озера и устройства внутренних водоемов. Центральное место занимает Дворцовый парк с Белым озером – его главным узлом и дворцом – архитектурной доминантой. Дворец расположен на поляне (150х200м) недалеко от небольшого Серебряного озера, скрытого между двумя холмами и видимого только с верхних этажей дворца или непосредственно с берега. Серебряное озеро отделено от Белого узкой грядой, на которой была устроена Терраса-пристань, спускающаяся отвесной стеной в воды Белого озера и воспринимающаяся с его противоположного берега как постамент дворца. Площадь Белого озера 30га, протяженность - 1500м. Цепь островов и полуостровов пересекает водную гладь по продольной оси, образуя так называемый Длинный остров. Характерная особенность дворцового парка: – широкие панорамы, воспринимающиеся с высоких точек (верхних этажей дворца, кольцевой дорожки нижнего Голландского сада, видовых площадок на повышенных отметках рельефа и т. д.); - сочетание мощных многоплановых перспектив Белого озера с камерными лирическими пейзажами его прибрежной части. Ему свойственны: светлота колорита, слегка дрожащий воздух (благодаря испарению воды Большого озера) придающий пейзажам особенную акварельную легкость и перламутровость тонов и усиленное впечатление, благодаря отражению пейзажей в воде, особенно интересному у островов с низкими берегами. В годы Великой Отечественной войны дворец и парк с его сооружениями были разрушены, деревья вырублены. В настоящее время восстановлены основные сооружения, а в запущенном парке начаты реставрационные работы. Павловский парк. Ансамбль этого парка складывался на протяжении 50 лет (с конца 1770-х до конца 1820 годов) и в дальнейшем не подвергался существенным изменениям. Площадь парка составляет 543га. Парк создавался на основе лесного массива и долины р. Славянки. В истории создания парка можно выделить три периода: 1779-1785 гг. (арх. Ч. Камерон); 1786-1800 гг. (арх. В. Бренна); 1803-1820 гг. (художник П. Гонзаго, а также арх. Д. Кварнеги, А. Воронихин, К. Росси, Т. де Томон). В первый период Ч. Камерон возводит дворец, занимается планировкой парка и строительством парковых сооружений. Во второй период парк приобретает все более парадный вид. В. Бренна перестраивает дворец. Третий период знаменит работами П. Гонзаго, который на территории плаца создает район парадного поля, в лесном массиве формирует пейзажи Красной долины и Белой березы, доводит до совершенства долину Славянки. Возводятся мосты на р. Славянке и павильоны у Тройной аллеи, в районе Новой Сильвии строится Храм супругу-благодетелю. За 50 лет формирования парка каждый последующий мастер учитывал работу своих предшественников и в результате был создан целостный ансамбль всемирно-художественного значения. Павловский парк состоит из 6 районов: 1) Дворцовый; 2) Долина р. Славянки; 3) Большая звезда с Краснодолинными прудами; 4) Старая и Новая Сильвия; 5) Парадное поле;6) Белая береза. Каждый из них характеризуется своим объемно-пространственным решением, своим физиономическим обликом, и все они подчинены общей художественной идее – созданию образа северной русской природы. Во время Великой Отечественной войны ансамбль был разрушен, парковые насаждения вырублены. Сразу же после изгнания фашистских захватчиков начались восстановительные работы. Поднялись из руин дворец и почти все сооружения, восстановлены дороги, путем искусственных посадок заново воссозданы лесные массивы. Монрепо. Парк находится в 2км от города Выборга. В настоящее время площадь исторической части 30га. Парк расположен на берегу Финского залива с изрезанными скалистыми берегами, в живописном уголке дикой карельской природы. С 1700 по 1780 годы территория находилась в ведении военного коменданта П. Ступишина. Основной художественный замысел парка – союз двух стилей – воды и камня, поэтому насаждения здесь играли подчиненную роль. Скалы были большей частью обнажены, и насаждения должны были подчеркнуть их мощь и тектонику, создавая общий фон. В итоге парк Монрепо стал синтезом зодчества, садово-паркового искусства и суровой поэзии северной карельской природы. В середине XIX в. он пользовался общеевропейской известностью и считался одним из самых лучших. Во время Великой Отечественной войны парк сильно пострадал, почти все сооружения были разрушены, скульптура уничтожена, а повсеместное распространение самосева лиственных пород (и в первую очередь клена остролистного) нарушило облик парка. Царицыно. Один из наиболее интересных подмосковных ансамблей, бывшая загородная резиденция Екатерины II с пейзажным романтическим парком. Расположен в живописной местности с овражистым рельефом и прудами. Время его строительства можно разделить на два периода: - 1776-1785 гг. – арх. В. Баженов создает интересный ансамбль, дворец и основные сооружения. - 1790-1793 гг. – арх. М. Казаков перестраивает дворец, на берегу пруда возводятся два павильона – Храм Цереры и Миловида, но уже в классицистическом стиле. Дворцово-парковый ансамбль, так и оставшись незавершенным, уже в начале XIX в. становится излюбленным местом отдыха. Особый интерес представляет лесопарк Сокольники в Москве. Площадь 594 га. Парк создавался на основе существующих насаждений Сокольничьей рощи. Планировочным центром является круглая площадь, расположенная недалеко от Сокольничьей заставы, от которой прямыми лучами вглубь парка расходятся 7 просек. Здесь в 1883 г. было построено деревянное здание, где устраивались балы и концерты, и другие сооружения – «механический детский театр», «воксал», беседки. Просеки, обсаженные деревьями, стали аллеями – березовой, кленовой, ясеневой, лиственничной, вязовой и т.д. Между ними в зеленом массиве была проложена сеть пейзажных дорог, устроены пруды – Путяевские, Оленьи, Лебяжий, Золотой, Майский. Парк пользовался большой популярностью у москвичей. Его планировочная система сохранилась до наших дней и только в последние годы стала уничтожаться из-за строительства выставочных комплексов.

3. 2. Основные черты русского пейзажного парка XIX в.

В XIX в. русское паркостроение приобретает направление, характерное для европейских парков этого периода, однако имеет следующие особенности: - крупномасштабность в решении пространства подчинена природе региона и отражает ее характерные черты (так, парки Знаменка, Михайловка, Александрия под Петербургом тесно связаны с Финским заливом: Колонистский и Луговой парки представлены в основном обширными открытыми пространствами лугов и водоемов). В этом отношении наши парки тесно связаны с пейзажной живописью, отражавшей характерные черты родной природы. Эта взаимосвязь определенным образом обогащала как садово-парковое искусство, так и живопись: - введение экзотов идет главным образом на новых территориях. Это отдельные новые районы парка (Английский парк в Софиевке) или парки, создаваемые заново (парки Паланга в Литве, Тростянец на Украине и все черноморские парки Крыма и Кавказа). Активное вторжение экзотов в сложившиеся парки встречается редко (парк Никольско-Прозоровское под Москвой): - цветочное оформление характеризуется орнаментальными клумбами и пестрыми композициями с широким ассортиментом. В открытые пространства пейзажно решенных полян цветники включают редко, в основном они тяготеют к дворцу, дому и парковым постройкам. Русские пейзажные парки характеризуются следующими чертами: -явные различия ранних (романтических) парков XVIII в. и более поздних XIXв.; - построение пространства с учетом условий местности, включение ее природных достоинств в парковую среду и, наконец, образная трактовка родной природы как завершающий итог художественного решения парка; -роль архитектуры в образном строе парка как композиционного элемента, дополняющего его картины, гармонически усиливающие звучание природы; - территориальное подразделение парка на планировочные части – ландшафтные районы и участки, характеризующиеся общностью физиономических черт и своим обликом; - композиционная взаимосвязь и пространственная нерасторжимость районов и участков парка; - соблюдение масштаба планировочных частей и соразмерности их внутренних пространственных элементов; - пейзажное разнообразие и пейзажные картины – основные методы объемно-пространственного построения парка. 3. 3. Ландшафтное искусство в период существования СССР 3. 3. 1. Первоначальные этапы в истории советского ландшафтного искусства Первыми правительственными постановлениями советская власть предоставила широкие возможности для развертывания ландшафтного строительства в нашей стране. Так, Декретом о земле (1917) была национализирована земля, что позволило осваивать необходимые территории для организации мест отдыха и оздоровления трудящихся. Декретом СНК «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921) усадебные и дворцовые сады и парки становились народным достоянием.Важную роль сыграл «План монументальной пропаганды» (1918), ориентирующий на популяризацию завоеваний революции и мировой культуры. Поэтому не случайно одним из первых советских объектов ландшафтного искусства стал мемориальный сад на Марсовом поле. Проект вокруг памятника был разработан арх. И. Фоминым. Закладка сада состоялась 1 мая 1920 г. – в день первого Всероссийского коммунистического субботника. Разбивку дорог и мест для посадки деревьев и кустарников осуществил ученый-садовод Р. Катцер. Сад представляет собой обширное пространство – партерный сад. Композиционным центром является памятник Борцам Революции. Марсово поле стало центром садово-паркового ансамбля, в который входят также Летний и Михайловский сады. Следующий этап в истории советского ландшафтного искусства тесно связан с первыми пятилетками. Он характеризуется строительством новых и реконструкцией старых городов, озеленение которых было направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутригородскую и внешнегородскую среду. 3. 3. 2. Создание парков культуры и отдыха и лесопарков Советская страна, только что преодолевшая неграмотность населения, нуждалась в культурных учреждениях, способных принять многотысячные массы трудящихся и обеспечить их такими формами отдыха, которые способствовали бы их культурному росту и развитию. Появляются парки нового типа – парки культуры и отдыха, ставшие «комбинатами культуры» с многофункциональной программой, включающей спорт, культурно-зрелищную и политико-воспитательную работу, развернувшуюся на обширных площадях парковой территории. В 1928 г. в Москве был открыт первый в стране парк культуры и отдыха, ныне Центральный парк культуры и отдыха им. А.М. Горького. Создание парков стало массовым, в 1934 г. в стране насчитывалось более 150 строящихся парков, и темпы их строительства продолжали расти. В их числе ПКиО Сокольники (594 га, арх. А. Карра), ПКиО Измайлово (1200 га, арх. М. Коржев, М. Прохорова), ПКиО им. С. М. Кирова на Елагинском острове в Петербурге (96 га, арх. Л. Ильин, Е. Катонин), Нагорный парк им. С. М. Кирова в Баку (120 га, арх. Л. Ильин). Из них некоторые парки созданы на базе исторических ансамблей, где сохранившаяся планировка увязана с новыми функциональными задачами.Для парков культуры и отдыха характерны многофункциональность и связанное с ней районирование территории, а также широкий перечень культурных учреждений. Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького в Москве. Проект выполнен авторским коллективом под руководством А. Власова. Площадь парка 104 га. Парк расположен вдоль берега Москвы-реки. От главного входа (с Садового кольца близ Крымского моста) начинается регулярная часть парка (50 га) с обширным партером, по обе стороны которого располагаются спортивная зона, зона аттракционов, поле массового отдыха с эстрадой, цирк Шапито и многочисленные павильоны – выставочные, читальня, кафе и т. д. К регулярной части парка примыкает пейзажная, включающая зону тихого отдыха (бывший Нескучный сад) и зону детского отдыха.В 30-е годы начали создавать лесопарки для загородного отдыха в условиях природного окружения. Вокруг городов закладывали зеленые защитные пояса. Первым таким лесопарком стал Невский, организованный в 1934 г. на площади около 500 га. 3. 3. 3. Мемориальные парки и парки Победы После Великой Отечественной войны развернулось строительство мемориальных парков и парков Победы, увековечивающих память о героизме советского народа.К их числу относятся, прежде всего, ленинградские парки, Московский парк Победы (площадь 68 га, арх. В Кирхоглани), Приморский парк Победы на Крестовском острове (139 га); мемориальный комплекс в Трептов-парке в Берлине; мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде (арх. Я. Белопольский, ландшафтный арх. Л. Розенберг, скульптор Е. Вучетич); мемориальные кладбища – Пискаревское, Серафимовское. Эти парки создавались как единые ансамбли, в которых регулярные композиции органически сочетаются с пейзажными.Мемориальный комплекс в Берлине. Создан в 1946-1948 гг. по проекту арх. Я. Белопольского и скульптора Е. Вучетича на месте захоронения советских воинов, павших в боях при взятии Берлина. Ансамбль регулярного типа с ярко выраженной осью, начало которой концентрировано скульптурой Матери-Родины, а противоположный конец завершен композиционным центром – монументом Воина-освободителя, возвышающимся на зеленом постаменте насыпного холма. У подножия холма находится площадь с захоронениями в виде ритмически следующих один за другим зеленых квадратов. Выход на площадь отмечен красными гранитными знаменами, образующими пропилеи. В парке умело использован рельеф, обеспечивающий при кажущейся простоте планировочного решения, эмоциональную смену акцентов, воспринимаемых по оси движения. Полоса подхода обрамлена рядами тополей, подобных строю солдат, одиночные березки перед ними в зеленой полосе – символ Родины. Все это создает образ торжественный и скорбный.Для парков Победы или мемориальных парков, посвященных Великой Отечественной войне (парки-кладбища; парки – мемориальные комплексы, например Саласпилс в Латвии, Хатынь в Белоруссии; парки, посвященные битвам, например парк на Мамаевом кургане в Волгограде), характерно органическое слияние средств всех видов искусства, когда скульптура, литература в виде памятных стихов, музыка и, конечно насаждения создают целостный и яркий эмоциональный образ – торжественный, сильный, скорбный, исполненный героического пафоса или радости победы. Традиционными стали вертикали тополей, голубых елей, колонновидных туй и можжевельников, плакучие формы ивы, вяза, рябины, а также березы как символа родной природы.Вместе с парками Победы создаются парки Дружбы. Одним из первых таких парков стал парк Дружбы в Москве, посвященный Международному фестивалю молодежи и студентов в 1957 г. (авторы В. Иванов, А. Савин). В целом для объектов 40-50-х годов характерно преобладание регулярных приемов планировки и композиции.

3. 3. 4. Категории озелененных территорий в свете решения задач современного ландшафтного искусства

В 60-80-е развивается градостроительство, а вместе с ним и все категории озелененных территорий города. Увеличение объемов жилищного строительства ускорило возникновение жилых районов, требующих благоустройства и озеленения в соответствии с требованиями современности. В этой связи парковые объекты проектируются как звенья многоступенчатой системы городского ландшафта: участки жилых массивов, сад микрорайона, сад жилого района, парк планировочного района, парк города. Дальнейшее культурное развитие нашего общества заставило пересмотреть сохранившиеся еще с предвоенного времени функции парков культуры и на основании научных исследований обновить их культурную программу, дав тем самым толчок к дальнейшему развитию. Прообразом таких парков стал комплекс Выставки достижений народного хозяйства СССР, соединяющий в себе функции информации, обучения, развлечений и праздника, обеспечивающий культурным отдыхом самые широкие слои населения, имеющий прекрасное с точки зрения ландшафтного искусства оформление, в котором удачно сочетаются парадные подходы и уютные сады отдыха. К числу парков культуры нового типа относится проект Опытно-показательного парка в г. Краснодаре, разработанный под руководством арх. В. Антонинова. Наряду с полифункциональными создаются специализированные (или монофункциональные) парки – детского отдыха (парк в Анапе, детские городки в Санкт-Петербурге), парки-музеи народного быта (в Риге, Таллине, Киеве, Львове). В 50-е годы начали строить спортивные парки (в Минске, Лужники в Москве), и сейчас они получают свое дальнейшее развитие. Так коллективом проектировщиков МНИИП объектов культуры, спорта, отдыха и здравоохранения г. Москвы был разработан проект спортивной зоны Крылатское площадью 690 га. Отдельные спортивные комплексы зоны – гребной канал, велотрек и другие были введены в строй в 1980 г.В 60-70-е годы получают развитие парки городского и районного значения, которые закладываются в память общественных событий и знаменательных дат. Их функциональное содержание обусловлено потребностями прилежащих жилых массивов, а также потенциальными возможностями природного ландшафта. В этот период особенно возросла тяга к загородным объектам, где можно отдохнуть в условиях природного окружения. Десятки и сотни тысяч горожан устремились в пригородные лесные массивы. Такой «рекреационный бум» заставил обратить особое внимание на лесопарки, их благоустройство и формирование пейзажей, эстетически полноценных и устойчивых к рекреационным нагрузкам.Повышение социальной и эстетической значимости природных ландшафтов оказало влияние на развитие пейзажного стилевого направления. Его главная идея – формирование образа природы. Она находит свое воплощение на объектах разного масштаба и в разнообразных приемах. Например, в отдельных уголках застройки в виде небольших природных композиций; в жилом районе Ладзинай (Литва), естественный колорит которому придают акценты из валунов, пластика рельефа и его обработка камнем; в сквере у кинотеатра в г. Сочи, где авторы отказались от применения традиционных для юга посадок и создали небольшие лужайки, подчеркнув природный характер соснами и камнем; наконец, в парках путем применения местного ассортимента древесно-кустарниковых пород и гармоничного сочетания различных пространств. В своем развитии эти приемы прочно опираются на классические традиции русского пейзажного паркостроения. Таким образом, современное ландшафтное искусство призвано решать целый ряд задач. Оно развивается в двух направлениях – сохранение природного ландшафта и формирование его образа; создание объектов активного отдыха – парков-праздников (вопросы формирования природного ландшафта отходят на второй план, идет поиск новых форм).Выбор направления определяется социальными задачами, которые надо решать при создании того или иного объекта.

Дополнительная информация