+7 918 0449003

 

Развитие зеленого строительства в странах Азии

2.1. Зеленое строительство в Персии

В VI в. до н.э. персы во главе с царем Киром II завоевали Двуречье, Иран, Палестину, Малую Азию, Финикию и Закавказье. Столицей этой громадной державы являлся Пасаргады. Климат с сухим и знойным летом и резкими зимними холодами со снегом. Среди сухих степей и пустынных нагорий в небольших оазисах культивировались платан, кипарис дуб плодовые деревья. Утилитарное садоводство в Персии занимало значительное место. Персию считают родиной царицы цветов – розы, а также сирени, лилии, тюльпанов, нарцисса. Все эти цветочные культуры интродуцированы практически во все страны мира.В частности, талантливым дендрологом, директором и одним из главных основателей и создателей Ботанического сада Кубанского госагроуниверситета Уманцевой И.А. на его территории были заложены розарий и сирингарий. В розарии было собрано 357 сортов роз из 12 групп, а в сирингарии 28 видов сирени, насчитывавших свыше 70 сортов. К сожалению эти экспозиции в данном саду не сохранены. Об отношении персов к цветам можно судить уже по тому факту, что алебастровый бассейн зала собраний Персии украшали, одиночно размещенные, четыре цветка: роза, тюльпан, гиацинт и гвоздика, а столицу этой страны одно время называли Суза – лилия. После образования Персии, во время правления Кира-младшего был создан замечательный парк, под названием «парадиз» в переводе на русский язык «райский сад». Парадиз — древнеперсидский сад, изобилующий розами, птицами, фонтанчиками, малыми затененными водоемами. Символизирует рай на земле. Располагался этот парк около гор и занимал такую площадь, что Кир мог разместить там тринадцатитысячную армию. Этот огромный парк был богат дичью. В нем было собрано все лучшее и прекраснейшее, что могла породить земля. Парки настолько доминировали в сознании их владельцев, что утрачивалось понятие о самом жилище – дворце, и резиденция царя обозначалась одним словом «парадиз», т.е. «райский сад». Размеры и красота парков Персии произвели на греков, больших мастеров садово-паркового искусства, неизгладимое впечатление. Планировка садов Персии была отображена на коврах (рис.). Парки были разбиты на кварталы и четырехугольные участки различной формы и величины, не связанные единым композиционным замыслом, оформлены полноводными каналами и фонтанами. Павильоны декорировались золотом, богатыми тканями и живописью. Квартал — планировочный элемент садово-парковой композиции. Разделение территории сада на прямоугольные кварталы началось еще в Средние века. Внутри кварталов устраивались цветники, бассейны, беседки, видовые холмы, фруктовые сады и огороды, ставили скульптуры, солнечные часы. В XVIIв. в парках Франции кварталы были заменены боскетами. Сады и парки Персии можно разделить на функциональные типы: аллеи; сады при вилах; дворцово-парковые комплексы. Аллеи. В период царствования шаха Аббаса Великого (1571 – 1629гг.) столицу Персии Исфахан украшала 3-х километровая аллея Чор-Баг («Улица четырех садов») шириною 32м.Жирнов А.Д. (1977) описывает это уникальное зеленое насаждение так. «Она спускалась по склону невысокими террасами, украшенными по оси каналом, расширяющимся на террасах в бассейны с фонтанами. Вода с одной террасы на другую ниспадала небольшими каскадами. Улицу украшали восемь рядов тополей и платанов и живая изгородь из кустов жасмина. На одном конце аллеи находилась резиденция шаха, а на другом – трехэтажный павильон, который завершал перспективу. Такие же павильоны стояли по сторонам улицы и служили входами в прилегающие к ней сады. Каждый из этих садов имел павильон, окруженный каналом, проходящим по центральной оси сада. Самый знаменитый из павильонов – дворец Джехим – Сутун. Сад при нем состоял из 12 террас, поднятых одна над другой на 1,5-1,8м. На каждой террасе имелся бассейн с фонтанами и каскадами, а на верхней был расположен большой павильон. С другой стороны улицы находился павильон под названием «Восемь дверей рая». Царские дворцы и сады, прилегающие к центральной площади Мейдане-Шах, занимали громадную территорию между этой площадью и аллеей Чор-Баг. Дворцовые павильоны располагались среди правильно разбитых садов. Красивейшим из них был сорока колонный павильон Чехель-Сутун». Сады при виллах. Около вилл в четкой регулярной планировке закладывалось несколько садов композиционно не связанных друг с другом. Каждый сад окружался высокой кирпичной стеной.Например, центром композиции пяти садов виллы Эшреф являлся павильон (рис.). К нему вели пологие террасы. По оси сада пролегал узкий канал, ниспадающий небольшими каскадами - типичный композиционный прием садов Персии. Дворцово - парковые комплексы.Характерным для этого типа зеленых насаждений является большой дворцовый ансамбль Касри-Ширии (590-628 гг.) площадью 120га и комплекс того же периода Хом-Кури занимавший 40га. Эти парки украшали большие парадные аллеи с каналом по оси и стены, которые одновременно были акведуками. Акведук – водопровод для доставки воды из отдаленных источников.Как декоративный элемент оформления садово-паркового пространства акведук широко вводился в романтические сады второй половины XVIII в. Характерные особенности садово-паркового искусства Персии.1. Появились обширные парки – «парадизы» («райские сады»). 2. Широко использовались природные условия для устройства террас, каналов, бассейнов и др. 3. Применялся богатый ассортимент растительности, экзотических и фруктовых деревьев, а также огромного количества цветов. 4. В общую композицию включались павильоны и гроты.

2.2. Садово–парковое искусство Древней Индии

Территория Индии расположена на гигантском полуострове, вдающемся в Индийский океан. На западе её омывают воды Аравийского моря, на юге – Индийского океана, на востоке – Бенгальского залива. Она занимает по площади седьмое, а по населению второе место в мире. В Индии до сих пор сохраняются родоплеменные отношения. Патриархальный уклад имеет силу на протяжении более трех тысячелетий. Индийская семья большая. Традиционно 2-3 поколения живут вместе под одной крышей. Жилая территория делится на две половины, где одна – для женщин с детьми, другая – для взрослых мужчин. В отличие от мусульманских стран, в Индии вся жизнь человека протекает на виду. Индия – колыбель одной из мировых религий – буддизма. С ней тесными узами связаны древнее и средневековое искусство, архитектура и зеленое строительство этого государства и других стран Востока. Для Индии характерно большое разнообразие ландшафтов от безводных пустынь и нагорий до тропических лесов и заливных равнин.Климат Индии жаркий муссонный. Палящее солнце нередко испепеляет все живое, а тропические ливни смывают деревья и даже целые поселения.Изоляция от жары и перегрева днем, быстрое охлаждение и проветривание ночью учитывалось в архитектуре и паркостроении. Растительность весьма разнообразна. Около 20% площади страны занимают тропические леса, на остальной территории находятся саванные, полупустынные и горные насаждения. Наиболее распространенными растениями являются: тростник, бамбук, пальмы, темный кипарис, ива, тополь, платан и др. Из плодовых яблоня, фиги, манго, кокосовые пальмы, бананы, вишня, слива, гранат, персик, гуава и цитрусовые – лимон, апельсин и мандарин. Цветочные культуры широко представлены розами, маками, нарциссами, дельфиниумами, лилиями, лотосами, сиренью, тюльпанами, ирисами и др. Для садово–паркового искусства особенно характерен период XIII-XVII веков. Климат и культ воды явились основополагающими факторами для развития в Индии водных систем, приобретающих в отдельных случаях доминирующее значение и превращающих ансамбль в сады на воде. Представление о них дает старинное изображение плавучих «грядок» в Кашмире (рисунок ) и описание одного из них Жирновым А.Д. (1977). Сады на воде. Это были узкие плоты длиной 9м и шириной 2-3м. Их создавали таким образом. Растущую на дне озера траву срезали у основания косой. Когда трава всплывала на поверхность, её связывали в маты, которые прикрепляли к шестам, вбитым в дно озера. По краям мата устраивали заборчик из растущего тростника. Маты покрывали землей, взятой со дна озера, и делали грядки высотой 60-70см. На грядках выращивали огурцы, дыни и дуги овощи. Сады были разделены каналами и рвами, окаймленными осокой и камышом. Каналы были настолько узкими, что по ним едва могла пройти лодка. Планировка садов в Индии была строго регулярной. Сады размещались в предгорьях на неровностях местности, поэтому мастерски использовалось террасирование. Горюнова К. (1999) об организации их территории написала следующее. «Одна из террас, самая нижняя, отводилась для приемов и празднеств, средняя - для мужчин, а верхняя – для женщин. Количество террас различалось. Их могло быть восемь, что связывается с количеством уровней рая, или семь по числу планет, или даже двенадцать, по знакам зодиака». Сад был не только местом прогулок, но и проживания в шатрах, украшенных вышивкой и золотой парчой. Во дворцах не было стекол, как в Европе, поэтому одной из отличительных черт индо-исламского сада можно назвать «единство внутреннего и внешнего пространства» дома и сада. В садово-парковом искусстве Индии выделялись следующие типы сада: лекарственные, при дворцах и вилах, при гробницах, сады Мохаллы и общественные сады (на окраинах, на побережье, в комплексах общественных зданий). Лекарственные сады предназначены для выращивания лекарственных растений. Они имели, в основном, утилитарное значение. Сады при дворцах и виллах. Выдающимся памятником садового зодчества Индии можно назвать дворцово-парковый ансамбль Удайпура (1571 г.). «Он расположен на беломраморных островах у подножия гор в окружении искусственных и естественных озер. Система террас, украшенных темной зеленью вечнозеленых деревьев, возвышается над водой. На верхней площадке размещена главная часть старого дворца с внутренним озелененным двором. Внутренний сад украшен бассейном с дном из цветного мрамора. Ряд островов, на которых были увеселительные павильоны, дополнял композицию. На островах росли небольшие сады. Цветочные клумбы окружали каменные ограждения, а вода из озера заполняла фон партера, превращая их в пестрые плавающие островки» (Жирнов А.Д.,1977). Буддизм в Индии породил строительство загородных дворцов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха, а под влиянием магометанства позже назначение этих сооружений состояло в следующем. «Участок за городской чертой окружали стенами, а в центре воздвигали четырехугольное или восьмиугольное (в плане) здание, перекрытое куполом. Его строили на высокой террасе, от которой начинались широкие аллеи, окаймленные мраморными каналами и рядами фонтанов. Прямоугольники сада были украшены вечнозелеными и плодовыми деревьями. При жизни владельца центральное здание использовали как летний дворец, в котором проводили шумные празднества. После смерти владельца назначение менялось. Тело владельца хоронили под центральным куполом, и сэтого дня здание превращалось в мавзолей» (ЖирновА.Д.,1977). К сооружениям данного типа относится мавзолей Тадж-Махал (1630 – 1652 гг.) (рисунок). Его называли «жемчужиной Индии». «Это усыпальница жены Шах-Джахана (недалеко от города Агра). Мавзолей расположен не в центре, а в конце сада, на высокой террасе, на берегу реки. Перед фасадом здания расположен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала были цветники и ряды иссиня-черных кипарисов. Верхнюю террасу украшал цветочный партер. Зеленую оправу для «жемчужницы» создавал садовник из Кашмира» (Горюнова К.,1999). Планировка данного дворцово-паркового ансамбля выполнена в строгом регулярном стиле (рисунок). В саду Тадж-Махала мастерски используются приемы композиции, нюансы и контрасты по форме кроны и листвы деревьев, их окраски. Контраст — художественно организованное противопоставление резко отличающихся предметов или явлений (высокое дерево — группе низких, стелющихся по земле кустарников; светлая мраморная скульптура выступает на фоне темной и шероховатой по фактуре шпалеры и т. д.).Часто сопоставляются предметы, контрастные в одних, но схожие в других отношениях. Противопоставляются формы рельефа, водоемов, силуэтные линии сооружений. Учитываются так называемые последовательные контрасты, воспринимаемые при движении зрителя по парку, во времени и пространстве. Нюанс — оттенок, едва заметный переход в форме, цвете, размерах, фактуре поверхности, рисунке отдельных элементов, составляющих парковую композицию. С помощью нюансных отношений можно усилить или ослабить значение того или иного элемента, сблизить его с фоном, «растворить» в пространстве. При нюансном решении группы деревьев и кустарников различия между ними сглажены, а больше выражено сходство, что позволяет подчеркнуть единый характер этой группы. Нюансные различия по-разному выступают при разных погодных условиях, зависят от освещенности и пр. Богато цветочное оформление ансамбля, где цветы играют решающую роль и весьма ароматны. Очень высокой популярностью там пользуются жасмин и розы. Цветы высаживались в прямоугольные и круглые клумбы. Клумба — группа деревьев и кустарников на открытых полянах в пейзажных парках. Позже, с середины XIX в., клумбой называли цветник правильной геометрической (округлой, выпуклой, плоской, вогнутой или прямоугольной) формы, размещаемый обычно в партерных композициях. Различаются клумбы и по цветовому решению, и по ассортименту высаживаемых растений: К. из летников, двулетников и многолетников; простые (из одного вида растений) и сложные (из 2-3 видов), одноколерные и многоколерные. Характерные черты ландшафтного строительства Индии. 1. Строгая геометричность в композиции садов с широким использованием воды. 2. Использование нюансов и контрастов по форме кроны и окраски листвы деревьев. 3. Планировка садов схожа с персидскими садами. 4. Сады на воде как специфическая особенность Индии. 5 Дизайн, основанный на геометрических формах, который может делиться на части, но сохраняющий свое единство и первоначальные качества, что вполне относится и к планировке садов. 6. Единство внутреннего и внешнего, дома и сада.

Дополнительная информация