+7 918 0449003

Регулярные сады и парки Англии, Германии и Австрии

7. 1. Регулярные сады и парки Англии

Реформация в XVI в., затем английская буржуазная революция вXVII в. обеспечили утверждение капитализма в Англии. В XVIII в. победой Англии завершилась борьба с Францией за торговую и колониальную гегемонию. Всё это послужило толчком и для развития садово-паркового искусства. Англия расположена на Британских островах. На западе и севере преобладает горный рельеф. На юго-востоке и в центре – холмистые равнины. Климат в Англии умеренный, океанический, влажный. Осенью и зимой частые туманы, придающие садам и паркам особенную романтичность. В стране много зелени. Основные породы кедр, липа, можжевельник. Первые сады устраивались в XVI в. в итальянском стиле итальянцами и немцами. Влияние итальянских принципов сводилось к закладке перекрестных аллей и устройству перспектив вдоль всего сада. Радиальное расположение аллей, развитое Андре Ленотром, позволяло связывать в единое целое обширные пространства. Однако в Англии, как, впрочем, и в других странах такое направление оценивали плохо и, в основном, обращали внимание на декоративное украшение садов. Тем не менее, его ученики Джон Роз, Генри Уайз и др. при проектировании и создании зеленых насаждений в Англии использовали некоторые приемы А. Ленотра. Основной тип объектов садово-паркового искусства в Англии – парк при поместье. Парк Гринвича создан в Лондоне по проекту Генри Уайза на склоне холма перед бывшим дворцом. Закладка парка начата в 1613г. для Анны Датской, а закончено в 1635г. для королевы Генриетты Марии Иниго Джонсом. Впоследствии это здание принадлежало Гринвичской морской школе.Весь парк прорезан широкими аллеями, и в настоящее время довольно затруднительно признать его произведением Андре Ленотра, так как террасы, если они и были, сильно истоптаны многими тысячами жителей Лондона, приезжающих туда по воскресным дням. Однако расположение и размах аллей достойны великого французского ландшафтного архитектора. Парк Хэмптон-Корт заложен по проекту Генри Уайза на берегу Сены в 1699г. Это один из лучших английских барочных парков. В XVIII в. он являлся королевской резиденцией. Его композиция сделана в подчинении сложной конфигурации территории и не вопреки природе, как в Версале.(рисунок С.82 сок.). В нем применен мотив больших радиальных аллей, сходящихся к фасаду дворца. Главная его часть состоит из полуокруглой площадки перед фасадом, которая украшена 13 фонтанами и узорными цветниками. Она представлена рядом уменьшающихся великолепных кружевных партеров в треугольнике, образованном дворцом и рекой Темзой (рисунки вкл. 12 и 13 Сокольской).К этой категории зеленых насаждений можно отнести парк Чатсворт, садово-парковый ансамбль Бленэм и др. (рисунок вкл. 14 Сок.). Садово-парковому искусству Англии первой половине XVIIIв. присущи следующие общие черты: - продолжение старых традиций – подстрижка деревьев и кустарников; - стены, арки из зелени; - широко использовался прием боулингрина (специального газона спортивного типа, часть которого выполнена в виде плоского котлован, использовавшегося в парках и садах эпохи барокко); - пруды помещались ниже прилегающей к ним плоскости и зачастую окружались стрижеными палисадами. Иногда эти пруды достигали больших размеров и украшались фонтанами; - создание уютных мест отдыха, замыкаемых стрижеными стенами и беседками.Барочные парки в Англии «не прижились», так как гористый и холмистый рельеф не подходил для композиций, подобных Версалю. Их внедрение потребовало бы огромных неоправданных затрат.

7. 2. Сады и парки в Германии

Политическая разрозненность мешала народам Германии создать крупные садово-парковые ансамбли. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Южнее Берлина преобладают низкие горы. Наиболее красивы они вблизи реки Эльбы. Причудливой формы скалы с гротами и галереями привлекательны для ландшафтного зодчества. Пышность – неотъемлемая черта германской архитектуры. Основные типы объектов садово-паркового искусства Германии: городские дворцово-парковые ансамбли; городские сады; загородные дворцово-парковые комплексы.Парк Герренхаузен в Ганновере заложен в 1666г. в регулярном стиле. (рисунок с.84 Сок. план).Главная подъездная дорога подходила с востока.В первой, северной, половине парка к западу от главного фасада располагался великолепный партер, а по сторонам боскеты. Партер и боскеты ограничены высокими стенами из граба. Партер и прилегающие к нему боскеты представляли собой симметричную сетку плана взаимно перпендикулярных аллей. С трех сторон парк был окружен каналом. (рисунок с.84 Сок. Перспектива парка). Вторая половина парка была обсажена высокими деревьями. Построена она по принципу радиальных аллей, сходящихся к круглым площадкам, украшенным фонтанами. Один боскет был отведен для лабиринта, другой – для зеленого театра. Зеленый театр в прошлом был признан лучшим в Европе.Он представляет собой настоящую жемчужину садово-паркового искусства. Это достигнуто удачными пропорциями, скульптурами, водным декором и умелым применением зеленого фона. В настоящее время он славится прекрасной акустикой, удобством и вместимостью. За 300 лет своего существования парк целиком сохранился и поныне славится как великолепная регулярная композиция. (рисунки с.84 и 85 Сок.) Ансамбль Сансуси строился с 1744 по 1860гг. в Потсдаме. В его создании участвовала целая плеяда талантливых архитекторов, среди которых, на первом этапе, особенно выделялся Г.В.Кнобельсдорф, который по эскизу короля Фридриха II, приступил к строительству небольшого дворца на вершине «Пустынной горы».На парковом фасаде дворца появилась надпись «Sans souci» («Без забот»). Это шутливое кредо владельца дало в последующем название всему ансамблю. (рисунок с. 89 Сок. Генплан); Монарх собрал вокруг себя всю духовную элиту Европы, чтобы заложить основы новой эпохи – эпохи «Просвещения». Сансуси становится интеллектуальным центром. Цепь холмов, протянувшаяся в широтном направлении, положила начало формированию знаменитой главной оси ансамбля, достигнувшей 2,5км от входного портала до комплекса «Новый дворец» (рисунок вкл. 17). Все второстепенные аллеи и дороги заложены в соответствии с требованиями холмистого ландшафта.Парковые здания и королевский дворец оказались не на главной оси, а параллельно ей. Вдоль главной оси (по принципу эрмитажа) – последовательно сменялись картины (художественные композиции). Выразительность приема усиливается благодаря плотной обсадке деревьями промежуточных участков главной аллеи, что обеспечивает элемент внезапности при раскрытии каждой следующей картины. В то же время рондели с фонтанами (рисунок вкл. 15 сок.), расположенные на главной аллее напротив каждого из зданий, становятся сигналами появления новой картины. Несмотря на серьезные композиционные нововведения, оформление этой части парка вполне сохранило барочный характер благодаря: - широким пространствам разнообразно прорисованных партеров; - игре геометрических форм стриженных деревьев и кустарников; - тенистым боскетам; - размещенным в аллеях многочисленным мраморным статуям, французской и немецкой работы,Для питания водою фонтанов на холме был устроен резервуар в виде руины (характерные для романтических садов) (рисунок вкл.16 сок.). Фридрих Великий любил вино и потому на холме, предназначенному под сад, был размещен виноградник. Для этого было устроено несколько выгнутых вперед террас. К поддерживающим террасы стенам прислонены теплички, а на самих террасах разбиты цветники. В одном из углов сада на перекрестке трех аллей был поставлен забавный китайский домик. Здесь рококо сливается с восточной экзотикой. Рококо — последняя стадия развития барокко, оказавшая некоторое воздействие на облик дворцово-парковых ансамблей России середины и второй половины XVIII в. (Ораниенбаум, отчасти Царское Село, Павловск). Отличается изысканным декором, тяготением к иллюзорности. Приемы искусства садов этого периода характерны отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков. Парки дробятся на отдельные мелкие фрагменты. Главное требование к ним — обеспечить интимность и обособленность пространства, утонченность рисунка партеров. Другой важной особенностью рококо явилось подражание формам, силуэтам, цветовым сочетаниям китайского и японского декоративного искусства. Сансуси – это не просто дворцово- парковый ансамбль, это центр притяжения немецкой истории. Заслуживают внимания парк Нимфенбург в городе Мюнхене, сад Цвингер в Дрездене, замок и парк Гроссейдлиц близ Дрездена. Привлекателен дворцово-парковый ансамбль Пильниц, живописно раскинувшийся на берегу Эльбы, вобравший в себя несколько стилевых направлений. Интересен также парк «Большой сад» в Дрездене, включающий в себя зоосад, ботанический сад, дворец, открытый театр и др. Композиция последнего парка прекрасно читается в натуре, поскольку партеры окружены высокой зеленью боскетов, а их углы отмечены кордегардиями. Кордегардия — здание караульни у въезда в усадьбу. Часто играет роль первого архитектурного акцента, подготавливающего последовательное восприятие дворцово-паркового ансамбля вдоль главной композиционной оси (Софиевка, Горенки и т. д.).

7. 3. Регулярные сады и парки Австрии

Австрию с востока на запад пересекают горные хребты Альп. Высоко, у снежных вершин, берут свое начало множество рек и водопадов. Склоны гор покрыты лесом, в основном елью и пихтой. Выше по склонам раскинулись горные луга с сочной травой. В долинах рек климат умеренно теплый и мягкий. Следовательно, условия благоприятны для процветания здесь садово-паркового искусства. Парк Шёнбурни. Его строительство начато в 1694г. по проекту архитектора Фишера фон Эрлаха в окрестностях Вены. (рисунки с.91 Сок. План парка). Зодчий («соревнуясь с Версалем») размещает дворец с курдонером и основную часть парка на плоском месте, а возвышенность использует для паркового сооружения под названием «Глориетта». (рис. С.92. Сок.) . Архитектор разместил с одной стороны почетный двор, а с другой – широкий цветочный партер. За ним располагалась широкая полулунная площадь, за которой начинался скат холма. Остальные части парка покрывали стриженные боскеты. Наибольшее впечатление в парке производит ансамбль дворца (рисунок с.91 Сок. Летн. резиденция императора). В парке чарует скульптурный декор вдоль зеленых стен. Перспективы вдоль лучевых аллей,, прорезающих боскеты, решены умело и композиционно прекрасно связывают дворец с парком. Этот парк подчеркивает В.Я. Курбатов «…это лишь слабая копия Версаля». Сад венского Бельведера создан по проекту Жирара –ученика Ленотра в первой половине XVIII в. ( рисунок с. 93 вид с птичьего полета Сок.) По расположению напоминает Версаль, но менее обширен. Перед красивым фасадом дворца, построенного Л.Хильдебрантом в 1715 – 1725 гг. размещен зеленый партер. (рис. С.93 Сок.) Этот партер обрывается каскадом к следующей террасе, которая завершается новым каскадом и второй террасой. Обе террасы очень длинные и, большей частью, покрыты цветниками. На третьей нижней террасе расположены стриженные боскеты, украшенные скульптурами. Очень красив вид снизу на плавно подымающиеся террасы, как и сверху прекрасное зрелище на сад и, практически, на всю Вену.

7. 4. Основные особенности германо-австрийских садов и парков

К основным чертам данных зеленых насаждений следует отнести следующие: -дворцы были небольшими, а представительность и размах достигались созданием крупных садов и парков; -композиция парков являлась выразительной и простой;-парки были «локализованы в пределах одноосевой системы, при этом их границы нередко очерчивались в форме правильного прямоугольника»; -значительную роль в парках играли водоемы – плоские зеркальные бассейны и каналы; -переплеталось влияние школы Андре Ленотра с итальянскими образцами в садово-парковом искусстве.

7. 5. Характерные черты регулярного стилевого направления в садово-парковом искусстве эпохи Барокко

В порядке обобщения характерные черты можно свести к следующим: -сады и парки составляют единое гармонично целое с архитектурным обликом дворца; -дворцово-парковым ансамблям присущи особая торжественность и безупречность в деталях и формах; -созданные комплексы тактично вписывались в окружающую среду; -развитие композиции ансамбля с ярко выраженной продольной осью, а также главной доминантой – дворцом, с подчинением ему других сооружений; -развитие партеров как открытого плоского пространства, подчиняющего архитектуру сооружений; -интенсивное обводнение – каналы и плоские водоемы, имеющие, характер зеркал, вода на одном уровне с поверхностью земли, отделенная лишь небольшими бордюрами, иногда зеркала на газоне; -древесная растительность имела характер массива, в котором терялась индивидуальность отдельного дерева; -широко применялась фигурная стрижка зеленых стен, коридоров, залов, кабинетов, беседок, шаров, кубов, пирамид и др.; -использование трельяжного искусства - арок, беседок, оград; -главным украшением служила парковая аллея из двух или четырех рядов деревьев, открывающая перспективы на окружающую местность; испоьзовались шпалеры и берсо; -широко использовались «воздушные» или «зеленые» театры.Регулярный стиль повлиял не только на садово-парковые композиции, но и на градостроительство в целом. Известный ученый А.В.Бунин считает, что: «Версальский парк можно рассматривать как лабораторию новых градостроительных приемов всемирного значения». Значение регулярного стиля в настоящее время используется для решения крупномасштабных пространств, мемориальных ансамблей, восстановления и реконструкции садово-парковых комплексов и, конечно, при создании новых зеленых насаждений.

Дополнительная информация