+7 918 0449003

Садово-парковое искусство Древнего мира, Античности и стран Востока

1.1. История садово-паркового искусства Древнего Египта

На ранней ступени человеческой культуры в развитии зеленого строительства следует отметить Древний Египет, основанный в конце четвертого тысячелетия до н.э., в котором и сформировалось понятие и содержание декоративного садоводства. 1.1.1. Географическое положение, природные и социальные условия Древнего ЕгиптаТерриториальные границы Египта приурочены к долине реки Нил, несущей свои воды из глубины Африканского континента с юга на север и впадающей в Средиземное море.Для Нила характерны медленное течение, почти застывшая гладь воды, ежегодные разливы, которые в зоне затопления обогащали почву плодородным илом и влагой. На его берегах произрастали крупные папирусы и тростники, а на покрытых водой участках множество белых, голубых и розовых лотосов. Значительный удельный вес принадлежал финиковым пальмам, инжиру, гранатовым деревьям, акации и некоторым другим видам. В целом же растительный покров Древнего Египта довольно скудный, по причине жаркого и засушливого здесь климата, с горячими знойными ветрами, перемещающими мелкие частицы песка при исключительно малом количестве осадков. Рельеф ровный, или слегка волнистый.Для защиты от неблагоприятных природных явлений требовалось создание дорогостоящей системы инженерных сооружений и различных зеленых насаждений. Это было под силу состоятельному господствующему классу, который владел Землей, многочисленным количеством рабов и мог использовать свободных земледельцев и ремесленников, продававших за бесценок свой труд. Эти возможности широкомасштабно были реализованы в Древнем Египте. Поэтому свое мировоззрение господствующий класс претворил в садах этой древней страны. Египтяне жили в глубоко обожествленном государстве и поклонялись множеству богов.(рисунок 1). С.14. Дор.и др. В качестве богов были солнце, небо, растения, животные, птицы, земля, реки и горы. О многочисленности богов можно судить уже по такому факту, что насчитывалось только пять богов солнца. Поэтому при создании садов строго выполнялись требования религиозных культов. В литературе высказываются предположения, что в период Древнего и Среднего царства в Египте преимущественно, создавались утилитарные сады плодовых и овощных культур, а также виноградники. В эпоху же Нового царства внимание начали уделять декоративным древесно-кустарниковым и цветочным культурам, создавая из них различные сочетания (композиции). В Древнем Египте получили распространение три типа садов:- первый - на территории храмовых комплексов;- второй - при загородных дворцах фараонов;- третий - при жилых домах знати.1.1.2. Сады на территории храмовых комплексов и вокруг них

Сады на территории храмовых комплексов. Верхний и Нижний Египет был разделен на 42 области. В каждой из них имелся свой храм, владеющий значительными земельными площадями. Поскольку для египтян дерево было священным, то каждый храм на территории своего сада имел такое дерево и священную рощу (массив, состоящий преимущественно, из деревьев одного вида с наличием между стволами пространств). В этих садах осуществляли цветочное оформление и создавали аллеи (зеленые насаждения вдоль пешеходных или проезжих дорог, обсаженных с двух сторон рядами деревьев одного вида. Если они создавались из трех или четырех рядов деревьев с обрамлением двух или трех дорог соответственно называют двойной или тройной аллеей).В садах храмовых комплексов Египта архитектурные формы всех сооружений тесно увязывались с растительными элементами сада. Например, в храмовых комплексах бога Амона в Карнаке и Луксоре, составляющих в древние времена столицу Египта – Фивы, флористические мотивы нашли отражение на боковых поверхностях колонн, которые имели квадратные поперечные сечения. На них условно отображались закрытые или открытые цветки священного лотоса. Аналогичные изображения имелись и в других залах храма с использованием облика папируса и других священных растений. Залы храмов символизировали рощи деревьев, тесно поставленные колоны, условно изображали пальмы. Сокольская О.Б. (2004) подчеркивает: «Сочетанием пальм и скульптурных изображений открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его залов, последовательным изменением их размеров при движении за счет ритмичного чередования достигалась постоянная смена впечатлений».Таким образом, В Древнем Египте декоративное садоводство развивалось одновременно с живописью, архитектурой, скульптурой и границы между ними были сглажены.Уже в древние времена египтяне создавали архитектурные ансамбли, которые плавно переходили в зеленые насаждения и наоборот, порой образуя целостную сложную композицию (сочетание и взаимосвязь всех элементов паркового ансамбля, при которой художественная система, обеспечивает его законченность и целостность).Города имели прямолинейную сеть широких (40 – 60 м) улиц, ориентированных на свободное перемещение большого количества людей к храмам и дворцам. Улицы обсаживались с двух сторон деревьями, образуя аллею, обустраивались как парадные, особенно, по мере приближения к храмовым комплексам или дворцам. е к храму дороги Вблизи храмов улицы украшались фигурами сфинксов на фоне зеленых растений или в сочетании с ними.(рисунок 2).С.13Сок. Так, в городе Ахетатоне главная улица шириной 60 м на протяжении нескольких километров была с двух сторон обсажена пальмами, образовав аллею. Данный древнейший композиционный приём получил в дальнейшем широчайшее развитие и не утратил своего значения до настоящего времени. Города-сады. Интересным и важным изобретением египтян является «город - сад». Так, в городе Ахетатоне вокруг дворца Эхнатона и Великого храма было создано два «небольших», симметрично размещенных города – сада. Они имели равновеликие размеры, одинаковую прямоугольную конфигурацию, богатые дома (виллы), сады с прудами. В этих садах размещались: молельни, посвященные богу солнца Амону-Ра; птичьи клетки; павильоны; оранжереи; беседки. (Павильоны - отдельно стоящие легкие парковые постройки. Оранжереи - сооружения под стеклянной крышей с искусственным климатом, предназначенные для выращивания экзотических растений. Беседки – сооружения для создания тени, защиты от дождя, а также для отдыха, бесед, чтения, настольных игр и других целей, зачастую имеющие только крышу, удерживаемую одним столбом или несколькими колоннами).Города – сады имели прекрасное озеленение с включением всех элементов композиции зеленых насаждений известных в то время египтянам.

1.1.3. Сады при загородных дворцах фараонов и жилых домах фараонов и знати

Загородные резиденции фараонов служили лишь для отдыха во время прогулок. Здесь отсутствовали жилые помещения. По композиции эти сады были довольно просты. Например, загородная резиденция фараонов Мару-Атон в южной части Эль Амарны размещалась на двух прямоугольных участках общей площадью 3,25га. Эти участки были окружены глинобитной стеной. Около четверти этой площади покрыто двумя прямоугольными водоемами. На большем участке водоем был длиной 120, шириной 60м (общей площадью 0,72 га) при глубине 1м, а на меньшем - примерно в 14 раз меньшую площадь.. Водоемы являлись композиционными центрами, вокруг которых на большей части площади находились сады. Не многочисленные сооружения сосредоточены вдоль периферии. В глубине участка за водоемом небольшой садовый храм, соединенный с водоемом ступеньками. В саду росли деревья, цветы и овощи. Цветочные и овощные культуры размещались на прямоугольных участках, полив осуществлялся с помощью арыков. Сады при жилых домах фараонов были привилегией очень богатых людей. На их строительство разрешение давал Амон-Ра. Размер сада зависел от социального положения и богатства, желавшего его заложить. Сады фараонов были больших размеров и величественны. Например, дворцовые сады царицы Хатшепуст были размещены на трех широких террасах (горизонтальных или слегка наклонных площадках естественного происхождения или искусственно устроенных, образующих уступ на склоне местности. Уступы террас часто подчеркивались ограждениями, состоящими из фигурных столбиков – балясин). На террасах находились колонные залы, оригинально соединенные ступенями с наклонными плоскостями. К дворцовым садам посетители поднимались по двойной аллее сфинксов, обсаженных с обеих сторон деревьями вдоль сооруженных здесь пилонов (солнцезащитных щитов). В более широком смысле пилон в Древнем Египте - монументальный фасад храма в виде двух, суживающихся кверху башен с входным порталом между ними; массивные столбы по сторонам входа в парк. Для посадки деревьев в камнях вырубались отверстия, которые заполнялись плодородным илом и были связаны с каналами для постоянной подпитки деревьев водой. На внешней стороне дворцов располагалось рельефное изображение разных растений. Египтяне верили в загробную жизнь. При этом они считали, что после смерти у них будут земные потребности. Поэтому в пирамиды, высота которых в отдельных случаях превышала 140 м, закладывали предметы, используемые ими в земной жизни. Перед гробницами устраивались небольшие садики из тамариксов и пальм, Здесь осуществляли захоронение других умерших. Сады при жилых домах знати имели симметричную планировку на участках квадратной или прямоугольной конфигурации площадью около 1га.(Рисунок5).Со всех сторон сада была возведена высокая глинобитная стена. Она являлась символом силы и безопасности. Назначение таких стен в первую очередь, защитить территорию сада от неблагоприятных природных явлений. Кроме главной опоясывающей сад стены, каждая его часть имела свои внутренние стены, которые превращали это зеленое насаждение в систему участков, разделенных стенами наподобие комнат жилого дома. Небольшие калитки соединяли отдельные участки. Жилой дом располагался на оси садов. Центральную часть сада занимал виноградник, культивируемый на перголах (постройках, состоящих из деревянного или металлического каркаса с плоской или сферической поверхностью, поддерживаемой столбами или каменными колонами). Вместо виноградника зачастую устраивался водоем, как правило, прямоугольной, иногда Т-образной конфигурации. В больших садах водоемов было несколько. Они располагались строго симметрично от главной его оси. (рисунок). В глубине сада на композиционной оси находился жилой дом, а за ним деревья, центральное место, среди которых, занимал сикомор (священное дерево), завершавший ось перспективы. Вблизи жилого дома размещались амбары (сооружения для хранения зерна и другой продукции). С фасадной стороны жилого дома, напротив его боков, симметрично располагались беседки. Вдоль других стен размещались широко кронные деревья, окружавшие дом плотной стеной, которые затеняли и защищали его стены от перегрева. По периметру сада вдоль оградительной стены располагались рядовые посадки деревьев и кустарников или аллеи. Дорожки, как в этом, так и во всех других египетских садах всегда были прямыми. Их кривизна считалась непорядком. Вход в сад подчеркивался фигурами сфинксов, пилонами, обелисками (прямоугольными обычно монолитными каменными столбами, суживающимися кверху, с пирамидально заостренной верхушкой).Они были характерны для Древнего Египта. Обелиски применяются и по настоящее время как декоративный элемент различных композиций и как памятник в честь знаменательных событий. В саду, на обочинах аллей устанавливались скульптуры богов, сфинксов, львов и др. Такие сады украшались свободно размещенными группами роз, хризантем, ландышей, васильков и других цветочных культур. Неотъемлемой частью садов при жилых домах египетской знати были овощные участки квадратной формы. Им отводились незначительные площади, на которых выращивали лук, чеснок, салат-латук, огурцы, белокочанную капусту и бобовые. Наряду с утилитарной ролью такие участки выполняли и декоративную функцию.

1.1. 4. Роль разных растений в зеленых насаждениях Древнего Египта

Сокольская А.Б. (2004) указывает, что из древесных видов предпочтение отдавалось деревьям с густой кроной, обеспечивающих защиту от знойных ветров и дающих тень и прохладу. Второе место отводилось видам, дающим ценные плоды и ягоды (финиковая пальма, инжир, гранат, виноград и др.). По разным данным в зеленых насаждениях Египта произрастало около 20 видов древесных видов, имевших пищевое значение. На третьем месте находились виды, из которых получали благовонные масла. В частности, особенно ценными являлись ладанные деревья, масло которых широко использовалось в религиозных обрядах, для изготовления мумий и медицинских препаратов. О значении ладанных деревьев для египтян можно судить по следующему факту. По приказу Амон-Ра царица Хатшепсут организовала экспедицию в южно-африканскую сказочную страну Пунт за ладанными деревьями. В дальнейшем последовало ряд других экспедиций, которые увенчались успехами по интродукции, а затем и акклиматизации не только этого вида, но и многих других декоративных растений. Многим растениям придавалось религиозное и ритуальное значение. Например, священный лотос в Египте считался началом всего. Его в цветущем виде изображали на разных предметах быта, кубках и др. Обилие лотосов в Ниле предвещало обилие ила и плодородный год. К священным растениям относился тамарикс, тростник и др. Очень высоко ценилась в Египте красота цветов. Стены спальни Аменхотепа IV во дворце в Тель-Эль Амарне сплошь были покрыты фресками, изображавшими цветы. Цветы – это орган размножения растений, в котором происходит оплодотворение, что могло и служить символом любви к цветам в человеческом обществе. Большинство внутренних садиков имели пруды, вокруг которых высаживали цветы. Пруды украшались клумбами из цветов, из центра которых, как стебли цветов возвышались колонны. Цветы использовались для художественного оформления празднеств, праздничных столов и домов. Гости приветствовались цветами. Большое внимание уделялось искусству плетения венков из цветов. Цветами украшали головы женщин. Цари и царицы преподносили цветы друг другу как знак любви.(Рисунок 4. С.12.Дор.) Рабы и рабыни вручали цветы своим хозяевам, что ценилось выше слоновой кости, ювелирных украшений и др. В гробницы фараонов помещались цветочные венки из васильков, маков, мальвы, чертополоха, лотосов, листьев оливы, сливы, ивы, дикого сельдерея, ягод паслена и др.

1.1.5. Характерные черты и значение садово-паркового искусства Древнего Египта

Характерные черты древних египетских садов можно свести к следующим:- практически все зеленые насаждения Древнего Египта пронизаны религиозной идеей и направлены на обеспечение поклонения египтян множеству богов; - наличие четко функционирующей оросительной системы, обеспечивающей влагой не только насаждения в целом, но и каждое растение в отдельности; - присутствие и продуманное размещение водоемов, обогащающих сухой воздух влагой и придающих эстетический наряд; -многофункциональность – способность подавляющего большинства зеленых насаждений одновременно выполнять защитные, климаторегулирующие, религиозные, утилитарные, эстетические и другие функции; - строгую симметричность размещения всех структурных элементов сада относительно центральной оси, то есть регулярный стиль организации его территории; - присутствие вокруг садов и внутри них высоких защитных стен от неблагоприятных природных явлений и нашествий; - введение интродуцентов в ассортимент растений, используемых в зеленом строительстве.-зеленые насаждения составляли единое целое со скульптурой и архитектурными, которые плавно переходили в зеленые насаждения и наоборот, образуя целостную сложную композициюТаким образом, в Древнем Египте возникли города-сады и целый ряд элементов композиции зеленых насаждений (аллеи, рядовые посадки, клумбы на водоемах, перголы, беседки, террасы, рощи, оранжереи, павильоны и др.). Здесь впервые разработаны и использованы в зеленых насаждениях разнообразные архитектурные формы (пилоны, обелиски, балюстрады, многообразие скульптур и др.). В этой древней стране был впервые разработан и реализован при создании зеленых насаждений регулярный стиль организации территории, осуществлена интродукция и акклиматизация растений. Практически все упомянутые элементы композиции и методы организации территории зеленых насаждений актуальны и в настоящее время. Столь высокий расцвет декоративного садоводства в древнем Египте, в известной мере, объясняется не только наличие состоятельного класса, но, в первую очередь, очень жесткими природными условиями. В подтверждение тому заметим, что, практически параллельно, в более благоприятных климатических условиях, при природном изобилии, высоком уровне материального и духовного развития на Крите садово-парковое искусство развитие практически не получило. Имеются лишь фрески тронного зала Кносского дворца, которые, по мнению некоторых исследователей, являются садово-парковыми композициями. В интерьерах дворцов обнаружены горшечные растения, а также керамика с отображением растительных и морских сюжетов. свидетельствующих о пейзажном подходе к формированию зеленых насаждений.К сожалению, сильнейшее землетрясение и извержение вулкана на острове Фера разрушили города и уничтожили критскую цивилизацию. Часть данного острова опустилась под воду, что послужило причиной появления мифа об Атлантиде. Поэтому отыскание новых фактов о цивилизации и развитости садово-паркового искусства на Крите затруднено.

1.2. Декоративное садоводство Ассирии – Вавилонии и Античности

1.2.1 Развитие садово-паркового строительства в Ассирии-Вавилонии

Ассирия и Вавилония находились в долинах рек Тигр и Ефрат, берущих начало в горах Курдистана и впадающих в Персидский залив. Отсюда и появилось выражение - государства Двуречья.На участке территории приуроченной к средней части течений этих рек рельеф слегка холмистый, климат засушливый, зимой выпадают здесь осадки в виде холодных дождей и даже снега. Остальная площадь представлена равниной с более мягким климатом. Искусственное разведение садов здесь начато где-то в 2340 г. до н. э., т.е. позже, чем в Египте. В то время шумерским царем Гудеа были созданы виноградники и рыбные пруды, окруженные растениями тростника, выполнявших утилитарное и декоративное функции.Спустя 1240 лет в 1100г. до н.э. в литературе упоминается, что в парки царем Тигратпаласаром I были введены кедры, буки и другие породы, которые до него никто не высаживал. Это свидетельствует о том, что паркостроение относится к более раннему периоду. Ассирийские цари, начиная со второй половины VIII в. до н.э., восхваляли сады и парки. В современном предсталении парк — обширная (обычно свыше 15га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом.Термин проник в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал зеленую рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, беседками, скульптурой и т. п.В настоящее время парки рассматриваются как важнейший элемент общей системы озеленения и рекреации населенных пунктов. Они выполняют природоохранные, оздоровительные, эстетические, культурно-воспитательные и другие функции.Парки подразделяются на группы: - по назначению на парки культуры и отдыха, детские, спортивные, прогулочные, мемориальные, парки-музеи; - по использованию населением и местоположению — на районные, общегородские, общепоселковые, в черте населенных пунктов или за их пределами (загородные);- по характеру рельефа территории — на пойменные, овражные, нагорные и т. д. На рисунках, дошедших до нашего времени отображены пейзажи, горы, деревья и другие растения. Так, в парке, заложенном ассирийским царем Саргоном II под городом Хорсабода, были высажены, практически все, растения хеттской флоры: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, мирт и др., которые создавали разнообразные красивые пейзажи.Пейзаж - общий «вид» местности. По пространственному принципу подразделяется на открытый, полуоткрытый, полузакрытый и закрытый. Сын Саргона II Санхериб создал великолепный придворцовый парк с большим разнообразием декоративных пород, включая плодовые, виноград и пряные растения. Для орошения был построен канал. Приведенные и другие материалы свидетельствуют о том, что парки стран Двуречья являлись подобием нынешних ботанических садов, предназнченных для научно-исследовательской и культурно-просветительной работы в области ботаники, растениеводства и озеленения населенных мест. В городах, занимавших гораздо меньшую площадь, чем в Египте, но при более плотной застройке по регулярному плану доминантами являлись храмы (зиккураты). Они представляли собой высокие, массивные, ступенчатые башни, из которых платформу верхней занимал храм. Вдоль нижней части стен по периметру закладывалось зеленое насаждение. Посадку растений осуществляли в специально подготовленные ямы заполненные плодородной почвой.По аналогии в парках насыпались высокие видовые холмы на вершине которых устраивались красивые беседки. Этот прием получил широкое распространение и не утратил актуальности и по настоящее время. Например, в городе Краснодаре в парке им. М. Горького на стыке нижнего участка с наличием водоема и партерной верхней его частью устроена горка для обзора наиболее красивых мест данного зеленого насаждения. В настоящее время в парке установлено колесо обозрения, значительно расширившее обозреваемые площади с высоты птичьего полета. Наиболее интересным изобретением вавилонян являются «Висячие сады» (рис. 1).Наибольшую известность обрели «Висячие сады» Семирамиды, связанные с именем ассирийской царицы. Греки их назвали одним из чудес светаВ литературе нет единого мнения об авторе и технологии создания этого уникального зеленого насаждения. По описанию Страбона плоская крыша размещалась на каменных балках, на которых были уложены слои камыша, асфальта, кирпича, смешанного с гипсом и за ними следовал свинцовый ковер. На него насыпана почва и высажены растения. По сведениям Диодора плоская крыша поддерживалась системой арок, опиравшихся на кубы, которые были пустотелыми и наполнены почвой в достаточном количестве для мощных деревьев. На крыше для произрастания менее рослых растений слой почвы мог быть незначителен. В статье М. Рюттена и М. Лакама, опубликованной в 1949г. в французском журнале «Ревю хортикол» (Revue horticol) констатируется, что высота первого этажа составляла 8, второго - 13м со слоями почвы на плоских крышах по 2м. На крышах двух следующих этажей слои почвы имели толщину по 1м. Весь ансамбль состоял из 14 сводчатых залов, размещенных по обе стороны от сводчатого коридора. Этот сад отнесен к числу регулярных, но наличие террас и развитие композиции не по продольной оси, а в поперечных направлениях явно отличало его от замкнутых плоских садов Египта. В современном представлении «висячий сад» – это сад, расположенный на плоской кровле, приподнятой веранде, балконе, специальных каменных опорах. Для выращивания трав, цветов, кустарников, деревьев устраивается сложная система полива, обогащенного почвенного слоя, гидроизоляции. Иногда используются переносные емкости для грунта, небольшие бассейны для водных растений. Известны висячие сады в Московском Кремле XVII в., на террасах Екатерининского дворца в Царском Селе, в Санкт-Петербургском Зимнем дворце. Древнерусский синоним — Верховой сад. В государствах Двуречья были созданы специальные парки для прогулок верхом и охоты – прообразы современных лесопарков подобного назначения. Таким образом, в садово-парковом искусстве Ассирии-Вавилонии можно выделить следующие особенности: - в зеленом строительстве применялось поперечное развертывание пространства, а не по продольной оси как это было в Древнем Египте; - доминантами населенных мест были храмы, а парков – искусственные видовые холмы; - в парках сосредоточены большие количества растений и животных, что является прообразом современных ботанических садов и зоопарков; - создание «висячих садов» на искусственных террасах на крышах мощных высоких сооружений. Их подобием ныне являются сады на крышах зданий; - создание парков для прогулок и охоты – прототипов современных лесопарков такого же функционального назначения.

1.2. 2. Садово-парковое искусство Античной Греции

По географическому положению Древняя Греция занимала часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии. Рельеф гористый, горные кряжи отделяют одну область от другой, речные долины не широкие, морские берега изрезаны. Климат – средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой.Для Греции наиболее характерна следующая растительность: сосна приморская, пиния, кедр, кипарис, платан, дуб, вяз, мирт, гранат, инжир, маслина, роза, гвоздика, левкои, хризантемы, анютины глазки, лилии и другие. Большое внимание греки уделяли цветам, которым посвятили многочисленные поэтические сказания и легенды. Особенно много внимания уделено розам. Греки считали розы божьим даром, а Сапфо называл её царицей цветов. Розы использовались в радостных и печальных ритуалах. Цветок розы считался символом бесконечности и кратковременности жизни, что вращалось в округлой форме бутона, не имеющей ни начала, ни конца. Поэтому на могильных памятниках изображение розы стало традиционным. Древней Греции присуще пять эпох развития культуры и искусства, каждой из которых свойственны определенные типы озеленения. Ниже приводится их краткая характеристика. Священные рощи (нимфеи и герооны) Нимфей – это священная роща дубовая, кедровая, из маслин иногда с включением других пород, водным источником в её центре, украшенная скульптурой, колоннадой, стелой (вертикально стоящей каменной плитой с надписью, или рельефным изображением), а также небольшими парковыми сооружениями и алтарем. В Древней Греции нимфей считался местом обитания нимф и муз. Героон первоначально представлял собою рощу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. В дальнейшем – это была священная роща героев, заложенная в честь основателей города и других выдающихся людей, которым в Древней Греции поклонялись, как богам. Постепенно герооны стали украшать статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговых дорожек, предназначенных для состязаний в честь ушедших из жизни людей. Впоследствии здесь создавались ипподромы и другие спортивные сооружения. Таким образом, герооны послужили прообразом современных спортивных парков. Кроме того герооны преобразовывались не только в зону наблюдения за гимнастическими упражнениями и состязаниями, но и для собраний и философских бесед. В последующем они переросли в «философские сады». Философский сад – рощи в древних Афинах из платанов, тополей, маслин в древних Афинах, на дорожках которых принято было вести беседы на абстрактные темы.Важным и интересным изобретением в Древней Греции были гимнасии.Гимнасии, в период своего расцвета, представляли собой цветущие сады с огромным количеством деревьев и множеством лужаек, оснащенные скамьями и предназначенные для встреч философов с коллегами, учениками и друзьями. Афинские гимнасии создавались за городом и имели обширные площади. В черте же городов гимнасии были небольших размеров.Например, в Коринфе гимнасия находилась около театра, рядом с водным источником вокруг которого были воздвигнуты портики со скамьями для людей, гуляющих в летний период. Здесь же внутри портиков был сад, который и использовался философами для встреч с коллегами и учениками. Портик - это выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие; обычно отмечает собою главный вход в здание и поддерживает фронтон или аттик.Портик играет роль переходного звена, композиционно связывающего интерьеры здания с парадным двором — курдонером, улицей, площадью или прилегающим парком: часто является архитектурным завершением пространственной оси, проходящей через центральную часть дворцово-паркового комплекса. Афинские гимнасии создавались за городом и имели обширные площади.Представляет интерес и такой факт. Один правитель Сицилии не желал терять время на пребывание в местах вне зеленых насаждений. Он решал свои дела в саду и даже на воде. Для этих целей был построен громадный корабль, на котором греческим садоводом был создан сад с использованием многих элементов композиции. На верхней палубе корабля были созданы гимнасии и дорожки для гулянья. На дорожках были устроены тенистые беседки из плюща и виноградных лоз, корни которых находились в почве свинцовых кадок. На грядах, устроенных в свинцовых ящиках выращивались цветы и кустарники. Плющи и виноградные растения были высажены в более высокие ящики. Из этих растений были устроены перголы явившиеся украшением, и устранили на палубе корабля дефицит тени. Два искусно оформленных садовых павильона и один рыбный водоём придавали саду живописный вид. Следовательно, впервые был создан «плавающий сад».В 70-х годах XX века профессором Кубанского ГАУ Л.М.Малтабаром был предложен способ выращивания винограда на подводных лодках и на крышах зданий, не требующий описанных выше громоздких сооружений. Полагаем, что за ним большое будущее. Озеленение территорий общественного значения имеет ряд общих черт присущих Древнему Египту. На улицах вдоль дорог, а также вокруг сооружений закладывались, в основном, рядовые посадки. Аналогично озеленялись площади городов. Наглядным примером тому является озеленение главной площади «Агора» в Афинах (рисунок 2).Из данной иллюстрации следует, что прослеживается регулярная композиция. Особенностью является полив растений по трубам. Частновладельческие сады носили утилитарный характер с элементами художественно-декоративной обработки. Садово-парковое искусство Древней Греции породило новые типы общественных обьектов: гимнасии, стадионы, общественные сады. При создании зеленых насаждений достигнута идеальная связь регулярных композиций с окружающими ландшафтами. По сравнению с Древним Египтом новым в античных греческих садах являлось их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, посадки больших деревьев на террасах, обилие украшений, витые лестницы, использование в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам (рис.).Грот – искусственное парковое сооружение, созданное по подобию естественного грота в скалах или в нагромождениях из естественных камней. Кроме того в Древней Греции была разработана и реализована в зеленом строительстве и архитектуре система пропорций – принцип «золотого сечения» и модуля пропорций как соотношение частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии. Пропорция - это соразмерность или определенное соотношение отдельных частей предметов и явлений между собой; одно из проявлений гармонии. «Золотое сечение» — гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что величина большей его части является средней пропорциональной всего отрезка и меньшей его части. В 146г. до н.э. Греция стала провинцией Рима, однако её ландшафтное искусство оказало большое влияние на развитие садов и парков в Древнем Риме и стало фундаментом для его развития.

1.2. 3. Развитие зеленого строительства в Древнем Риме

Древний Рим – рабовладельческое государство, расположенное на Апеннинском полуострове. В этом государстве выделяется три эпохи: «Эпоха царей», «Эпоха республики» и «Эпоха империи». Последняя эпоха расцвета и падения Римской империи. Климат средиземноморский, рельеф гористый, имеется много рек и водных источников. Леса большей частью лиственные. Почвенные и климатические условия благоприятны для садоводства. Растительность представлена соснами, кипарисами, дубами, тополями, вязами, платанами, ивами, каштаном, маслиной, многими плодовыми видами, растениями, поддающимися фигурной стрижке – самшитом, лавром, миртом, дроком, жасмином и другими, а также большим разнообразием цветочных культур.Любимыми цветами римлян были фиалки и розы.Фиалки использовались как целебная трава и ароматизатор вин. Розы в разные периоды имели неоднозначное значение. Они являлись символом нравственности и молчания, использовались в качестве награды за мужество, а в период падения Рима стали символом расточительности и порока.В зеленом строительстве очень ценился плющ.Если у владельца не хватало средств на приобретение малых архитектурных форм для украшения сада, то он использовал для этих целей «зеленые скульптуры».Из растений самшита, розмарина, лавра осуществлялась формовка в виде колонн, кубов, столбов, пирамид, храмов, кораблей, человеческих или животных фигур, птиц и др. (рис. 4).Формовку осуществляли садовники – топиариусы, отсюда и появился термин «топиарное искусство», что означает фигурную подстрижку деревьев и кустарников. Однако в то время «зеленая скульптура» считалась дурным вкусом и потому не получила широкого распространения. Несмотря на это топиарное искусство в Древнем Риме достигло высокого развития и получило распространение практически во всех странах современного мира. Наивысшего расцвета строительство городов и садово-парковое искусство в Древнем Риме достигло в период с I в. до н. э. по I в. н.э. В этот промежуток времени сформировались четыре основных типа садов. Священные рощи – сады, связанные с религиозным культом. Так, в священной роще, описанной Плинием Младшим, кроме главного храма, имеется ряд маленьких часовен. Около каждого сооружения свой водный источник и растут кипарисы, тополя и самшит. Расположена роща на холме, у подножия которого текут ручьи. Городские общественные сады устраивались около портиков вблизи театров или других общественных зданий.Размеры такого сада 115 на 75м. Они служили для прогулок или использовались в качестве открытого фойе. Фойе - это место для отдыха во время антрактов или до начала спектакля. Около роскошного здания терм Агриппы был заложен парк с большим проточным искусственным озером и каналом. В парке было размещено около 300 мраморных статуй. Для развлечения народных масс на озерах таких парков устраивались праздники с целыми флотилиями судов и барок, а иногда и морские сражения. Имеются сведения, что во времена императора Августа в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 водных резервуаров. Сады при дворцах и вилах предназначались для хозяйственных, увеселительных и других целей. Они насыщались скульптурами, фонтанами, имели искусственные озера. По их внешнему периметру создавались зеленые зоны (рисунок 5). С. 27 Вила Плиния Младшего, расположенная на склонах Албанских гор состояла из входного портика в небольшой дворик с фонтанами, главного здания с плоским садиком (ксистом), превращенным римлянами в декоративный партер с фонтанами, и садом-ипподромом, размером 170 на 70м, окруженным сплошной стеной из кипарисов и платанов, увитых плющом. Из ксиста дорожка вела в сад в котором произрастали деревья, стриженные в виде животных. Дорожка являлась продольной композиционной осью сада. Частновладельческие городские сады были незначительными и подчинялись планировочной структуре дома. В таких домах создавались дворики, окруженные колоннадами (рисунок 6). Дворики богато оформлялись цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами и назывались перистили, а дома такого типа в архитектурной науке стали именоваться атриумно-перистильными. Обобщая, вышеизложенное можно выделить следующие основные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима. 1. Появились новые планировочные элементы, такие, как ксист и ипподром. Ксист – плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники и имеющий четкое осевое построение. Он располагался перед зданием вилы и полностью подчинялся планировке и архитектуре здания, образуя с ним единое целое. Благодаря ксисту от главного фасада здания раскрывалась перспектива на окружающий ландшафт. Если ксист располагался внутри здания, то он окружался галереей и превращался в новый элемент – перистиль. Эти элементы размером 20 на 10м насыщались декоративными формами. Ипподром – элемент большого парка, размещался на ровном участке размером от 60 на 160 до 70 на 200м. Он представлял собой эллипс, один округлый конец которого срезан. Его планировка регулярная с четкой продольной осью. Для озеленения ипподрома используются крупные деревья, кустарники, газоны, цветы, скульптуры, фонтаны, беседки и др., т.е. вся палитра ландшафтного искусства. 2. Впервые появляется «топиарное искусство». 3. Была разработана композиция, подчеркивающая основную ось сооружения с учетом раскрывающихся видов. 4. Усовершенствованны древнегреческие приемы и созданы новые по использованию скульптур и пергол в убранстве сада, аллей для пешеходов и экипажей или прогулок на носилках. 5. Отсутствие композиционного единства в садах и парках. Приемы и принципы ландшафтного искусства Древнего Рима нашли свое дальнейшее отражение и развитие в зеленом зодчестве эпохи Средневековья, в итальянских садах Возрождения, а затем и в регулярных парках европейских стран.

Дополнительная информация