+7 918 0449003

Садово-парковое искусство эпохи барокко

5. 1. Краткая характеристика стиля барроко

Барокко - это художественный стиль, зародившийся в 80-х годах XVI века в Италии и процветавший в европейском садово-парковом искусстве эпохи абсолютизма до середины XVIII в. Этот стиль нашел отражение при создании садов и парков не только в Италии, но и Франции, Германии и других стран, включая и Россию. Стиль барокко отличает декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность форм. Средства архитектуры, скульптуры, инженерного искусства и собственно садоводства направлены на достижение театрализованного и эмоционального восприятия, создание патетически приподнятого настроения. Характерно стремление к необычности, неожиданности, предпочтение приемов активного преобразования естественного ландшафта в виде террас, водных каскадов, фонтанов, высоких шпалер, прямых аллей, сложных и динамичных партерных рисунков, сочетающих элементы геометрических фигур. В садах появляются впервые лучевые, или радиальные аллеи. Этот стиль опирался на античность. Пространства городов и садов разрабатывались как зрелищные ансамбли, выявляющие новое отношение к природе и миру. Они рассчитывались на восприятие в движении и разворачивались постепенно, где широко использовались иллюзорные эффекты, игра масштабов и аллегории. Природа рассматривалась как неожиданная, небезопасная, фантастическая и экспансивная. В садах барроко в разных формах и проявлениях изобилует «дикая» природа. Она наступает, нависает, давит крупными массивами растительности, обрушивается водными каскадами, расчленяется ущельем или пропастью. Буйству природы противопоставляется открытый, изящный партер, символизирующий «цивилизованность». Этот сценарий требовал размещения вилл на крутом рельефе. Жилой дом, дворец располагали на гребне холма, сады разбивали на террасах. Композиции террас содержат значительные вертикальные членения, - они утяжелены массивами деревьев, между которыми зажаты узкие сомкнутые аллеи, формирующие перспективы поперек склонов.

5. 2. Итальянские сады эпохи барроко

Наиболее выразительными эпохи барроко в Италии считаются сады вилл: и другие. Альдобрандини (1598 -!603гг.), Альбани (1746г.), Гарцони (1652г.), сад на острове Изолла-Белла Вилла Альдобрандини располагалась недалеко от Рима. Её планировка, является наиболее характерным образцом художественного стиля баррроко (рисунок 2 шт. ). Вход в сад оформлен парадно. От него радиально расходятся три аллеи, из которых центральная ведет к зданию виллы. Боскеты, террасы, фонтаны, лестницы, скульптуры и здание виллы выполнены монументально и грациозно и объединены в ансамбль. Сад характеризуется динамичностью последовательных перспектив, контрастными соотношениями цвета и света, обилием скульптур, громоздкой усложненностью узоров партеров и архитектурного декора. Главным элементом виллы является Водяной театр (рисунок с.131 Дорм.) Он устроен в виде большой полукруглой стены, образующей амфитеатр. В пяти нишах стены расположены фонтаны. Над балюстрадой стены нависает лесистый холм. Водяной поток вытекает из грота и спускается с горы множеством водопадов и каскадов. Продольная композиционная ось, расположенная среди паркового массива. Она подчеркнута террасами, водными каскадами, нимфеями. Вилла Гарцони находится в деревушке Колоди, недалеко от города Лука. Дворец расположен на вершине холма (рисунок с.132). Основная часть сада расположена на ровном, округлом участке внизу (рисунок с.133 дорм.). Несколько лестничных маршей, огражденных балюстрадой (рисунок с.133), ведут к основанию массивной лестницы – водному каскаду (рисунок с.135). Нижний сад являлся разновидностью менажерии. Менажерия — домики для содержания птиц, вольеры. В парках имели не столько утилитарное, сколько декоративное значение, располагали их обычно на берегу пруда, озера. В двух круглых фонтанах плавали лебеди. В тени тисового берсо, огибающего периметр нижнего сада, размещены клетки с экзотическими птицами. Берсо, биндаж - сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб, тис и др.); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко. Не утратил свое значение и по настоящее время. На нижнем партере размещалось большое разнообразие зеленых скульптур (павлин, динозавр, слон, собака и др.). Основным же мотивом этой партерной композиции являются завитки арабесок (рисунки с.134,137). Три марша, огражденные балюстрадой, ведут на следующий уровень и открывают узкую террасу, украшением которой являются пальмы, терракотовые обезьянки и вазы со свисающей геранью (рисунок с.134). В подпорной стене, оформленной мозаикой, в гроте устроена «водная западня», неожиданно обрушивающая на проходящего посетителя с разных сторон множество струй воды. Вверх по холму расположена двухсторонняя лестница с водным каскадом. Её окружает густая роща, занимающая весь холм. Это и является кульминацией сада, выражающей идею противопоставления «дикого» и «культурного», характерную для мировосприятия барокко. Вилла Гамберая (1610г.) расположена недалеко от Флоренции, на сложном по рельефу участке: «на трех уровнях, ассиметрично расположенных по отношению друг к другу» (рисунок с.56 Сок.). Перед зданием виллы находится водный партер, который замыкается амфитеатром из стриженного тиса (рисунок приложение 3 Сок.). Этот открытый театр создан из растительного материала. Сценой служил газон. Окаймлен стенами или изгородями из стриженного древостоя. Впоследствии зеленый театр получил широкое распрстранение в садах многих стран мира, включая и Россию. Сад на острове Изола-Белла площадью 3,2га расположен среди озер на 10 террасах (рисунок с.57 Сок.). Он представляет собой триумф террас, балюстрад, колонн, ваз и статуй. Это театральная декорация на фоне прекрасного ландшафта. Назначение вилл эпохи барокко – ошеломлять, поражать, подшучивать и иронизировать. Иронию и игровой эффект вносили в парковое пространство описанные выше специфические приемы: «шутихи», звукоподражающие устройства». Наиболее выражающими мировосприятие барокко были приемы, раздвигающие границы сада, т.е. превращающие реальную конечность в кажущуюся бесконечность, - приемы «ах-ах» и живописные «обманки». Ах-ах — скрытая в углублении внешняя ограда парка. Прием, распространенный в XVII-XVIII вв.: неожиданное раскрытие вида из парка на окружающий ландшафт, вызывающее восхищение (возглас ах-ах!). Обманки — «обманные» виды, формируются с использованием специальных приемов (последовательным изменением размеров растений, листьев, их окраски, ширины аллей и др.). В русских парках XVII в. живописные изображения, помещаемые в торце прогулочных аллей и создающие иллюзию далекой перспективы, фасада пышного архитектурного сооружения и т. д. Падуанский сад площадью 1,8га при университете Падуи в Италии. В начале XVI в. в этом университете был открыт первый в Европе ботанический факультет, на котором обучались врачи лечебным свойствам растений. Предназначен данный сад для коллекционирования и изучения растений – Orti botanici – ботанические сады. Этот сад огорожен красивой высокой кирпичной стеной с мраморной балюстрадой поверху (рисунок с.58 Сок.) Участок разбит на симметричную систему небольших грядок разного рисунка обнесенными низкими каменными бортиками. На каждой грядке произрастал только один вид травянистых растений. Вокруг круглого огороженного участка размещена большая коллекция древесно-кустарниковых растений. Металлические конструкции используются для показа лиан коллекций лиан – винограда, клематисов, жимолостей и др. В этом саду собрана флора практически всех уголков земного шара. Растения выставлены так, чтобы их могли трогать на ощупь или по запахам. Таким образом, была создана впервые в эпоху барокко систематически собранная и размещенная коллекция растений, доступная как для студентов так и дляпублики. 5.3. Основные принципы построения композиции регулярного сада барокко

Они могут быть сведены к следущим: - преднамеренная усложненность архитектурно-пространственных решений; - неожиданность эффектов; - утонченный эстетизм; - свобода в формировании; - развитие композиции в глубинку; - использование контрастов светотени, стриженных растений и рядовых посадок кипарисов для создания зеленых театров и размещения скульптур; - украшение партера сложными узорами и арабесками; - применение приемов живописного оформления фонтанов и каскадов, для достижения своеобразного синтеза различных видов искусства; - создание нового типа сада как по функции, так и по композиционно-планировочным параметрам – ботанический сад; - появление нового элемента в композиции сада – радиальных аллей. Итальянские сады эпох Возрождения и барокко оказали значительное влияние на развитие ландшафтного искусства Европы, а в первую очередь – Франции.

Дополнительная информация