+7 918 0449003

Садово-парковое искусство России XVIII века

2. 1. Исторические и другие предпосылки объектов озеленения XVIII века

Одной из самых ярких страниц из истории России является период необычайного подъема садово-паркового искусства в XVIII веке. 1. В это время проявились и «засверкали» своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегу Невы и Финского залива, а художественное русское садоводство поднялось на новую, весьма высокую ступень. Именно тогда создавались такие шедевры, как Петергоф и Ораниенбаум, летний сад и Царское Село. 2. Многократно выросли размеры садовых композиций и стали шире средства эстетической выразительности. 3. С реформами Петра I тесно связано создание первых регулярных дворцово-парковых ансамблей. 4. Исторические, политические, экономические, социальные факторы существенно повлияли на искусство XVIII в. Россия становится могущественной морской державой и одной из самых сильных стран Европы.5. В 1703 году в устье Невы закладывается новый город, который через несколько лет превращается в столицу государства – Санкт-Петербург. 6. Открываются Кунсткамера, ботанические сады, картинные галереи, сеть специализированных учебных заведений, открываются типографии, появляются первые периодические печатные издания и др. 7. Петровские времена формируют новое мировоззрение. Новая европеизированная архитектура, скульптура, живопись, музыка и др. 8. Начали проводиться массовые празднества, триумфальные шествия и др. вначале на городских площадях, а впоследствии в садах и парках Санкт-Петербурга. В этом одна из главных причин повышенного влияния царя и его приближенных на возведение дворцово-парковых ансамблей. 9. Все больше молодежи привлекается на флот, в армию, на стройки.

2. 2. Особенности русского регулярного паркостроения Дворцово-парковые ансамбли Петербурга первых десятилетий XVIII в. создавались под влиянием Западно-Европейского барокко со всеми присущими ему атрибутами. Но при всем том они имели целый ряд принципиальных отличий: - Петр I внес в черты более реалистический подход в устройство регулярных парков; - каналы имели не только декоративное назначение – они служили путями подъезда с моря и реки; - скульптура не только украшала аллеи, но и «просвещала» публику, смело вводила элементы светской культуры, что было чрезвычайно важным для развития русского общества, увековечивала памятные события, определившие судьбу нации; - иногда целый ансамбль становился «торжественным символом славного события». Например, Петергоф специфическими средствами утверждал факт выхода Российского государства на новые морские рубежи. Канал является главной композиционной осью парка, направленной к морским просторам; - парк Петровской эпохи органично слит с ландшафтом, точнее он являлся основой ансамбля. На первом этапе существования Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума между прямыми аллеями сохранялся лес. Вся композиция парка имела более раскрытый характер, чем в Версале, Шантильи, Во-ле-Виконте. В него включены морские просторы, использованы выгодные особенности топографии берега; - чрезвычайно характерна была морская ориентация Петровских ансамблей; - самыми впечатляющими средствами художественных парков в Петровскую эпоху были фонтаны и стриженые деревья. Как деревья в боскетах, так и вода в фонтанах принуждались изменить свой естественный облик, для того чтобы показать те или иные необычные декоративные свойства. И дело тут не только в одном художественном эффекте. Для искусства барокко вообще свойственно стремление удивить, поразить чем-то необыкновенным. Поэтому не случайно и все огромное разнообразие технических решений и средств оформления фонтанов в Петровских резиденциях. Очень большое внимание уделялось фонтанам. Поэтому выбор участка для разбивки нового сада зависел от возможностей их водоснабжения; - первые регулярные сады строились в недавно освоенных и заселенных сельских местностях, как это, преимущественно, было в других европейских странах, среди относительно измененной северной природы, в окружении лесных массивов, на берегах широких рек и морских заливов. Одно это придавало ярко выраженный своеобразный облик. Он определялся и своеобразным местным растительным материалом. Яркие цветочные партеры определяли неповторимый колорит садов, которые создавались в окрестностях Петербурга; - регулярные композиции никогда не отличались какой-то идеальной геометрической правильностью, как, например, в садах Германии. В России было естественным и привычным воспринимать сад на фоне природного пейзажа. В рамках нового регулярного стиля сохранилось древнерусская традиция свободного живописного расположения зданий в соответствии с особенностями местного рельефа; - древние традиции в зеленом строительстве оказались очень живучими, и потребовался переходный период, в течение которого, на некоторое время, взяли верх принципы регулярного ансамбля; - на первых порах практиковалась доставка молодых и даже взрослых деревьев и кустарников из-за границы, прежде всего голландских лип, самшита, тиса и др. В последствие выяснилось, что местный климат не подходит для многих из них. В аллеях, а также для устройства шпалер и зеленых стен применяли ель, можжевельник, березу, рябину, черемуху, плодовые деревья и кустарники, а в партерах – бруснику и даже зеленый лук; - на русское садово-парковое искусство заметно оказали голландские сады; - огромное значение для развития декоративного и плодового садоводства имели оранжереи, в которых выращивались апельсины, лимоны, белые лилии, пионы и другие растения. В становлении отечественной школы садово-паркового искусства вначале XVIII в. большую роль сыграли аптекарские сады, которые широко представляли российскую и иноземную флору; - появляется целый ряд госпитальных садов, целью которых было выращивание лекарственных трав для нужд армии, аптек и госпиталей. Для ранних Петровских садов характерны следующие черты: - особое место и значение занимают каналы и цветники; - голландское влияние на садово-парковое искусство; - расположение дворца на центральной оси сада, сбоку от нее и в окружении деревьев. Наглядным примером является проект, так называемой, образцовой (типовой) усадьбы в Петербурге (авторы Д. Трезини и А.Леблон) (рисунок сок. С. 175). Здесь прослеживается строгий регулярный стиль, присущий эпохе европейского барокко. В 1717году в проектах Петербурга появляются публичные сады. К ним относится знаменитый Летний сад. Несколько позже по проекту Ф.Б. Растрелли за рекой Мойкой для Екатерины I строится дворцовый сад. Впоследствии создаются шедевры ландшафтного искусства загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы в Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме, Гатчине, Павловске и др.Однако первый опыт освоения ландшафтного строительства был приобретен в 1703г. при строительстве Лефортовского и Головинского садов в Москве. Они являлись парадными дворцово-парковыми комплексами, предназначенных для проведения официальных праздников и практически находились в распоряжении Петра I. Эти ансамбли расположены на противоположных берегах р. Яузы, развернуты своими фасадами на реку и визуально связаны между собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры, а в планировке прослеживаются тенденции композиционно-осевого построения.Летний сад является одним из первых регулярных ансамблей садово-паркового искусства (рисунки сок. с. 185 и 187). Он был летней резиденцией Петра I. Планировка осуществлена по его чертежу. Строительство сада начато в 1704 году под руководством Петра I. Создание сада производилось очень долго. В процессе строительства осуществлено много отклонений от первоначального проекта. В первой четверти XVIII в. существовало четыре Летних сада – первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2га), третий – ныне Михайловский сад (10га) и Большой луг (Марсово поле, 9га), четвертый – Итальянский сад (11га). Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, обрамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами – липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато украшенные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства – вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой. У реки Фонтанки стоял грот – обязательная принадлежность регулярных садов XVIII в. Грот состоял из 3 залов, соединенных арочными проемами. Фасад был украшен рустованными колоннами и увенчан высоким куполом. На парапете, окружавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплавание и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковинами, толченым стеклом, украшены скульптурой и фонтанами. Одним из главных украшений сада были работы известных венецианских скульпторов – П. Баратта, Д Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и тематические серии на аллегорические и мифологические темы.Для закладки сада использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпаны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д. Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось еще не связана с дворцом, а замыкается галереей – чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, прослеживаются новые черты – стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер. После 1824г. царская резиденция стала общественным городским парком.

2. 3. Дворцово-парковые ансамбли южного берега Финского залива

На высокой морской террасе южного берега Финского залива уже в петровское время была построена петергофская дорога Петербург-Кронштадт. Вдоль нее, по распоряжению Петра I, были размещены земельные угодья знатных людей с выходом к морю. При этом дворцы своими фасадами и парадными дворами с цветниками, фонтанами, скульптурой были развернуты в сторону Петергофской дороги. Южнее строительство запрещалось, и здесь сохранялись «заповедные лесные рощи». В результате этого вдоль петергофской дороги была сформирована серия красивейших дворцово-парковых регулярных ансамблей значительно, превосходивших, по красоте, королевскую дорогу Париж-Версаль и подчеркнувших престиж России в Европе. Здесь были созданы и наиболее выдающиеся дворцово-парковые ансамбли – Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум.В их композиционном решении прослеживается ряд общих черт: - использование верхней морской террасы для строительства дворца, который становится доминантой ансамбля;- устройство подъездного канала и партеров;- завершение перспектив павильонами, фонтанами, скульптурой или видом на Финский залив;- использование в насаждениях преимущественно местных древесных видов. Петергоф является своеобразным гимном в честь победы России в Северной войне. Петергофский парк состоит из Нижнего (102га) и Верхнего (15га) садов, объединенных единой доминантой – дворцом. В истории создания парка выделяют два основных периода:первый - 1714-1725 годы (архитекторы Ш. Браунштейн, Б. Леблон и Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы;второй - 1747-1754 годы (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада. Верхний сад был разбит в 1716г. (садовый мастер Гарнихфельт). Он имеет трехчастное членение пространства, типичное для садов этого времени. Центральная часть – парадный партер (230х35м), ведущий к дворцу, обрамленный с двух сторон полосами боскетов. Композиция Верхнего сада построена на статичности и замкнутости парадного партера, расположенного по оси дворца, а Нижний сад, наоборот, устремлен к морю. Он пронизан аллеями-перспективами, направленными к Финскому заливу, шумными каскадами, струями множества фонтанов. Планировка Нижнего сада складывалась постепенно, даже фрагментарно, но уже к середине XVIII в. сад представлял собой целостный ансамбль. Он включает ряд самостоятельных узлов, композиционно-подчиненных дворцу. С верхней террасы дворца обозреваются расстилающиеся у подножия ковры партера (25х135м) с широкими чашами итальянских фонтанов, а через зелень боскетов видны панорама Финского залива, Эрмитаж, Монплезир, фонтаны. Каждый район сада – самостоятельный, неповторимый ансамбль. Уютный изящный Монплезир с Голландским садиком (партер 30х32м) и набережной и противопоставленный ему ансамбль каскада Шахматная гора и Римских фонтанов (партер 60х50 м). Марли с его ироничным, но изысканно-сдержанным дворцом, обширным водным партером (75х45м), уголком плодового сада, защищенным от холодных ветров земляным валом, пышным каскадом Золотая гора, менажерными фонтанами (имеющими полую струю диаметром до 30см, бьющую на высоту 15м), менажерным полукруглым водоемом (диаметр 24м) и Эрмитаж. Петродворец – уникальный комплекс водных устройств – спокойной глади воды (каналы, бассейны), поднимающихся фонтанных струй, падающей воды в каскадах. Центральное место занимает Большой каскад – своеобразный постамент, на котором высится дворец. Сад создавался на основе существовавшего лесного массива. Причем, Петр I стремился по возможности сохранить насаждения. В посадках использовались сосны, липы, вязы, ели, клены, пихты. Экзотов почти не было. И сейчас, когда в порядке реставрации вдоль канала вместо ели обыкновенной (посаженной в XIX в.) посажена ель колючая и молодые деревья уже поднялись, можно видеть, как их строгий торжественно-официальный строй разрушает изначальный образ этой части сада. В боскетах Верхнего сада в соответствии с традициями русских садов высаживались плодовые виды. В настоящее время в насаждениях преобладают лиственные породы. Во время Великой Отечественной войны Петергофский ансамбль был разрушен. После войны архитектурные сооружения, фонтаны и скульптуры воссозданы заново и восстановлены ансамбли Верхнего сада (автор Н. Ковалевский и Марли). Стрельна - дворцово-парковый ансамбль, размещенный на берегу Финского залива в 20км от Петербурга. Площадь 140га. Выбор участка и чертеж был сделан Петром I с учетом близости моря и целесообразности включения природного пейзажа в ансамбль парка. Его строительство начато в 1720г. и завершено спустя почти 85 лет. В 1847г. ансамбль стал резиденцией Великого князя – Константина - сына царя Николая I. После этого Стрельнинский дворец стали официально именовать Константиновским. Данный дворец отделен от всего сада своей террасой (рисунок 2-й кадр). Об интерьере дворца некоторое представление дают следующие фотоиллюстрации (рисунки кадров 9,11,12 и 13-й кадры). Партер парка, в обрамлении сосен, расположен вдоль водного зеркала канала ниже всей окружающей местности и с террасы видно, как постепенно из зеленого он превращается в водный и сливается с далью залива (рисунок 10-й кадр).Волны моря докатываются до подножия дворца. Поэтому Стрельна считается, единственным в своем роде, морским садом.В 1751-1758 годах по проекту В. Растрелли улучшаются Западный и Восточный каналы, обеспечивающие доступ к дворцу на судах и на концах поперечной оси, идущей мимо грота, сооружают каменные ворота (рисунок 4-й кадр). С 1792г. начинается новый этап жизни парка, связанный с развитием пейзажного стилевого направления. Во время войны дворец был разрушен, насаждения в Верхнем парке уничтожены. В 1949 году дворец был восстановлен, а в 80-е годы западной части Нижнего парка произведена полная замена старых насаждений и восстановлена дорожная сеть. Ораниенбаум - дворцово-парковый ансамбль являлся до 1727г. резиденцией ближайшего сподвижника Петра I - А. Д. Меньшикова – губернатора Ингерманландского края.Ансамбль находится в городе Ломоносове в 41 км от Петербурга на общей площади около 170 га. В 1710-1727гг. на верхней террасе был построен дворец Меньшикова (рисунок кадр 20-й) (арх. Н. Фонтана). На террасе перед дворцом был разбит на площади 4,8 га Нижний сад. По оси дворца расположен партер в обрамлении шести боскетов. В саду было 3 фонтана, 39 деревянных и 4 золочено свинцовых скульптуры. В боскетах росли клены, липы, ели, яблони, вишни, дубы, березы. На террасы и партер из оранжерей выставляли в кадках лавровые и померанцевые деревья. Дворец связан с морем прямым каналом с десятью водоемами, который у входа в сад завершался гаванью фигурного контура. Сад был огражден зелеными деревьями и трельяжными решетками. В 1727 г. ансамбль был взят в государственную казну, а с 1743 по 1761 годы он являлся резиденцией Великого князя Петра Федоровича – будущего императора Петра III. В этот же период (1740-1770 гг.) окончательно сформировался дворцово-парковый ансамбль.В 40-е годы строительными работами руководил архитектор В. Растрелли, а с 1756 года главным архитектором великокняжеского двора стал А. Ринальди. К началу 60-х годов был приведен в порядок Нижний сад, его партеры получили более сложный барочный рисунок, вместо деревянной скульптуры была установлена мраморная, деревянная ограда заменена каменной, а общая панорама украшена блестящей композицией террас и лестниц северного фасада дворца. Нижний сад сохранял регулярный характер вплоть до 20-х годов XIX в. Эти ансамбли включены в живописную местность парка с его холмистым рельефом, искусственной системой прудов, каналов и каскадов. Река Карость разделяет парк на районы Петерштадт и Собственная дача. Петерштадт создается в 1756-1762 гг. к югу от Большого дворца, за Карпиным прудом. Здесь по всем правилам фортификации возводится небольшая крепость с комплексом необходимых сооружений. У ее западной стены на берегу р. Карость устраивается регулярный парк (15 га) с небольшим дворцом, каскадом, лестницами, парковыми сооружениями – домиками для содержания птиц - Менажерией, Эрмитажем, Китайским домиком (характерным элементом композиции для ранних пейзажных парков) и др. Петерштадт, как регулярный парк, просуществовал до 1792 г., затем был преобразован в пейзажный. Ансамбль Собственной дачи создается с 1762 по 1774 г. на площади 150 га. Он занимает территорию плато, простирающегося на юг и запад от Большого дворца, и имеет в плане форму вытянутого прямоугольника. Парк создается на сочетании регулярных и пейзажных приемов и представляет собой комплекс архитектурных сооружений, включающий ансамбли Каменного зала, Катальной горки, Китайского дворца.Ансамбль Каменного зала был построен в 1739-1751гг. по проектам М. Земцова и В. Растрелли и включал дворец, расположенный на краю морской террасы, партер с небольшим регулярным садом и П-образный канал. Ансамбль Катальной горки включает павильоны высотой 33м, скаты и колоннады. Павильон, размещенный на краю морской террасы, занимает доминирующее положение в парке. С его балконов открываются живописные виды на парк и Финский залив. С верхнего балкона павильона начинались деревянные скаты, по которым съезжали в специальных колясочках. Ансамбль Китайского дворца трактуется как интимный дом. Озеленение вокруг него осуществлено с использованием пейзажных приемов (рисунки кадры 5,8,10).В середине XIX века скаты и галереи были разобраны, на их месте устроен Зеленый ковер, по сторонам которого были высажены пихты. Зеленый ковер (длина 532м) условно делит парк на две части – восточную, более раннюю (так называемый «парк при дворце»), и западную. В восточной части сеть взаимно перпендикулярных аллей образует прямоугольные боскеты. Внутри боскетов были проложены дороги сложного геометрического рисунка с тупиковыми площадками, кавалерскими домиками, китайскими кабинетами. В западной части прослеживается стремление отойти от регулярной планировки. Она включает запутанную систему узких дорожек и водный лабиринт с островками, мостиками и беседками «в китайском духе». Измельченная планировка, изощренность композиций, сочетание регулярных и пейзажных боскетов, отсутствие композиционной взаимосвязи между узловыми ансамблями парка свидетельствуют о том, что регулярное стилевое направление уже исчерпало свои возможности, а пейзажное еще не сформировалось.А. Раскин отмечает, что «художественный облик Собственной дачи отразил переходный период в русской архитектуре, когда, сменяя мощный декоративно-праздничный стиль барокко и утонченно-виртуозное рококо, утверждался гармонично уравновешенный и ясный стиль классицизма, и рациональная планировочная структура регулярных садов уступала место романтическим пейзажным паркам». В конце XVIII в. деревья в парке перестали стричь, ветхие сооружения разобрали. Регулярные участки парка слились с пейзажными и составили единое целое с новым пейзажным районом, который был создан между Петерштадтом и Собственной дачей в первой половине XIX века садовым мастером Дж. Бушем. Ансамбль Ораниенбаума – единственный из всех исторических пригородов Петербурга, не испытавший оккупации во время Великой Отечественной войны. Однако, сооружения и парк сильно пострадали от бомбежек и обстрелов. В 70-е годы по проекту П. Ковалевского был реставрирован Нижний сад. 2. 4. Регулярный стиль парковых ансамблей Царского Села

Ансамбль дворцов и парков города Пушкина, в прошлом Царского Села, складывался на протяжении полутора столетий. В его развитии прослеживаются четыре этапа. С созданием регулярных садов были связаны первые два этапа: 1710-1720 и 1740-1750 гг. Царское Село – небольшая летняя резиденция Екатерины I. В период с 1716 по 1726 годы по проекту Яна Роозена был разбит сад. Покатый склон превращен в систему плоских террас. На первой террасе размещены цветники, окруженные кленовым шпалерником и боскетами по сторонам, на второй – огибные дороги в сочетании с трельяжными беседками, на третьей – два одинаковых прямоугольных водоема. Нижний сад (четвертая терраса) имел радиальную планировку из трех аллей, соединенных дуговой дорогой. Боскеты этой части сада были засажены яблоней, вишней, крыжовником, смородиной и земляникой, а по периметру окружены сплошной стеной из стриженых деревьев, обрамлявших узкие дорожки. Измельченность плана соответствовала назначению сада и масштабу дворца. Эта часть сада, получившая название Старый сад, в настоящее время восстановлена. Сад, окруженный зелеными стенами, простирался к Рыбному каналу, за которым размещалась «Дикая роща» из березы. К югу от дворца был устроен искусственный водоем, к западу – охотничий парк (Зверинец) с радиальными просеками. Последующий период развития дворцово-паркового комплекса связан с перестройкой дворца и созданием Нового сада. Он окружен по периметру Крестовым каналом и состоит из четырех боскетов: Грибок, включающий 37 павильонов; Театр; Гора Парнас; Карусель с искусственными прудами. Размер каждого боскета 200х200м. Внутренняя композиция боскетов отчасти решена в соответствии с новым пейзажным направлением (рисунок Сок. с.195 план царского села). Большой пруд имеет форму неправильного шестиугольника, на берегу которого возводится грот в стиле барокко, замыкающий перспективу одной из поперечных аллей Старого сада. В целом ансамбль Старого и Нового садов Царского Села позволяет проследить развитие регулярного паркостроения, идущего в направлении усиления продольной оси, доминирования главного здания, все большей взаимосвязи и соподчинения планировочных элементов, создания единого ансамбля. Некоторое представление о садово-парковом ансамбле Царского села дают современные иллюстрации разных сооружений и примыкающих к ним зеленых насаждений (рис. 102,17,6,7,9,12,14,19,21,22, 23,24, 27.)

2. 5. Регулярные сады Москвы и их характерные черты

Своеобразный русский тип декоративного регулярного парка, формирование которого началось в Москве в конце XVII – XVIII веков, полностью сложился к середине XVIII в. Его лучшими образцами стали сады и парки Петербурга и Москвы, из которых наиболее интересны Кусково и Архангельское. Кусково - родовое поместье графов Шереметьевых, находилось примерно в 10км от центра Москвы (в настоящее время его ансамбль входит в современные границы города). В 1743г. здесь началось строительство ансамбля, которое продолжалось почти 30 лет. К 60-м годам он включал дворец, регулярный парк (в пределах обводного канала), лабиринт и регулярный сад с лучевой системой аллей, Большой пруд с каналом и Зверинец, созданный на основе естественного лесного массив (рисунок Сок. с.197 план). В последующем ансамбль расширяется и обогащается новыми парковыми участками, из которых наиболее интересен, созданный в 1778г. - пейзажный сад Гай. Он насыщен разнообразными сооружениями. Вместе с тем его центром остается придворцовый регулярный парк, существующий в настоящее время и занимающий площадь 31га. Форма парка близка к квадрату, его пространство имеет трехчастное членение. Водные устройства Кусково – каналы и пруды не только украшали парк, но и были необходимы для осушения территории.Архангельское. Усадьба получила свое название в связи с воздвигнутым здесь в 60-х годах XVII в. каменным храмом, посвященным Михаилу Архангелу. Первые парковые устройства отражают влияние Петербургских садов – Летнего сада и Петергофа. Строительство нового паркового ансамбля развернулось при Н. Голицыне в 80-90-х годах XVIIIв., в период расцвета классицизма в архитектуре и соответствующего ему пейзажного стилевого направления в садово-парковом искусстве. В Архангельском парке все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, но имеет он регулярную планировку. Назвать этот удивительный по своей художественной выразительности ансамбль переходным, подобно Ораниенбауму, нельзя, в нем гармонично слились и парк, и архитектура, и природный ландшафт. В Архангельском, так же как и в Кусково, прослеживается трехчастное членение, с открытым пространством в центре и боскетами по сторонам. Но включение в объемно-пространственную структуру архитектурно обработанного рельефа, решение открытых пространств и их связь с окружающим ландшафтом сообщают парку индивидуальный характер (рисунок Сок. с.202 план). К концу XVIII в. ансамбль Архангельского был полностью сформирован. Его площадь составляет 14га. Парк разбит на высоком берегу Москвы-реки.Архангельское завершает этап развития русского регулярного паркостроения уже в период расцвета пейзажных парков. Характерные черты московских регулярных садов: - развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом; - развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;- учет и блестящее использование ландшафта – рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением; - преобладание в ассортименте местных видов; - широкое распространение открытых (как их называли «воздушных» или «зеленых») театров; - в оформлении дорог использование аллейных посадок, шпалер, берсо; - завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов; - использование и развитие традиционных русских приемов – «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.

Дополнительная информация