+7 918 0449003

Садово-парковое искусство в странах Западной Европы. Средневековье. Возрождение. Барокко. Классицизм

3.1. Садово-парковое искусство Средневековья в странах Европы

3.1.1.Садово-парковое искусство Средневековья в странах Европы. Позднее средневековье

3.1.1.1. Сады Западноевропейского Средневековья

В конце IV в. эпоха античности, с ее архитектурой, науками, садово-парковым и другими видами искусства, завершила свое существование, уступив место новой эпохе – феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (ХIV в.), называется средними веками, или эпохой Средневековья (V-XV вв.). Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн, восстаний, уничтожения рабства, смена его феодальным строем и утверждение христианства. История архитектуры средневековья подразделяется на три периода: раннесредневековый (IV- IХ вв.), романский (Х-ХII вв.), готический (конец ХII –ХIV вв.). Однако смена архитектурных стилей на зеленом строительстве существенно не отразилась, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, практически приостановило свое развитие. Оно лишь существовало в виде небольших садов при монастырях и замках, т.е. на территориях, относительно защищенных от разрушения. Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, в регулярном стиле с бассейном и фонтаном в центре (рисунок стр.39). Две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на 4 части; в центре этого пересечения, в память о смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. В саду выращивали плодовые деревья и лекарственные растения. Деревья размещали ровными рядами, а лекарственные растения на прямоугольных грядках – прообразах современных цветников. Для защиты по периметру сад окружали лиственными древозаслонами из липы, ясеня и тополя – прототипами современных садозащитных насаждений. Сады при монастырях носили утилитарный характер. В XV в. данные сады стали оформляться трельяжными беседками и изгородями, оснащаться скамейками из дерна в виде выступов на ограде и маленькими фонтанчиками, в них появились цветы. Многие из этих садов уже предназначались для отдыха. Трельяж — деревянная или металлическая решетка, играющая роль каркаса и опоры для вьющихся растений. Может улучшить микроклиматические условия на площадке, обеспечивать сквозное разделение пространства, направлять движение переходов в нужном направлении, служить рамкой для организации висты. Виста — вид, узкая перспектива, направленная в сторону какого-либо выдающегося элемента ландшафта. Включает в себя точку обзора, обрамление (обычно кулисы из растений) и завершающий висту кульминационный объект обозрения (архитектурное сооружение, монумент, озеро, холм, необычное по форме и цвету дерево, освещенная солнцем поляна в конце просеки или затененной аллеи и т. д.). Сады при замках. Они устраивались на территории замков и использовались для отдыха и встреч. Эти сады были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник – колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном. Этот прием в дальнейшем получил широкое распространение в парках. В этих садах впервые сформировался прием по устройству лабиринта, который занял прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках и не утратили своей актуальности по настоящее время. Более позднее Средневековье характеризуется развитием науки, открытием первых университетов и созданием университетских садов, которые мало отличались от монастырских. В этот же период достигает высокого уровня развития ботаника и садоводство. В этой связи появились первые ботанические сады, которые для широкой публики были открыты в последующую эпоху Возрождения. Особенности садово-паркового искусства Средневековья. 1. Простота и геометричность планировки внутренних садов. 2. Разработка нового приема – лабиринта. 3. Феодальный тип синтеза искусств, т.е. подавление присущих каждому виду искусства особенностей, подчинение общей идее. 4. Символика садов. 5. Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики.

3.1.1.2. Испано-мавританские (арабские) сады

Большую роль в развитии мирового ландшафтного искусства сыграло образование в VII в. Арабского Халифата. В следующем (восьмом) веке сложилось могущественное государство арабов, объединявшее завоеванные земли Палестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании. Арабы (мавры) обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром образования, а Кордова – самым цивилизованным городом Европы. Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада – испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200м2) атриумно – перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Патио — небольшой, замкнутый стенами или высокими каменными оградами сад испано-мавританского происхождения. Связан с интерьерами здания и обычно включает аналогично атриуму декоративный бассейн, миниатюрный фонтан, растения в кадках. Атриум — окруженный арками, колоннадой открытый дворик, обычно с небольшим декоративным бассейном в центре, теплолюбивыми растениями, скульптурой. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в ХIII в. в резиденциях халифов – Альгамбре (650?200м) и Генералифе (80?100м) (рисунок). Так, по краям дворика ансамбля Генералифа растут апельсины и кипарисы. Главным достоинством садов этого ансамбля является большое разнообразие растительности и водных устройств.

3.1.1.3. Традиции и приемы испано-мавританского сада

В целом традиции испано-мавританского сада характеризуется следующими чертами: простота планировки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловлена геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада. Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами – рядом арок, опирающихся на столбы и колонны. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве. Вода – основный мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом, то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли. Раститения размещалась так, чтобы просматривались индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением. В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение – один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета – голубой, желтый, зеленый. Таким образом, сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям. Характерные черты арабского садово-паркового искусства: 1. Геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активными включениями различных видов оград в общую композицию. 2. Патио как новый тип сада. 3. Ассимиляция культуры паркостроения завоеванных народов. 4. Ограниченное применение декоративных устройств. 5. Использование рельефа (террасы) в качестве основных элементов ландшафта. 6. Применение воды в виде фонтанов и каскадов. 7. Учет индивидуальных свойств растений.

Дополнительная информация